3 июля исполнилось 80 лет службе Госавтоинспекции.
Наталья Ардалина«Награды второстепенны. Важно работать хорошо, тогда награды сами найдут тебя»
Для многих из нас сотрудник ГИБДД – это инспектор с жезлом на дороге, и только. Ну еще иногда вспоминаем о регистрационно-экзаменационных подразделениях, поскольку с ними тоже время от времени приходится сталкиваться тем, кто сдает экзамены «на права» или покупает-продает автомобиль. Мы не задумываемся, что кто-то разрабатывает и претворяет в жизнь масштабные информационные проекты по безопасности дорожного движения, кто-то следит за тем, чтобы дороги содержались в надлежащем состоянии, кто-то разыскивает угнанные автомобили. На самом деле, Госавтоинспекция – многогранная и хорошо отлаженная система, каждый «винтик» которой направлен на общую цель: сделать так, чтобы трагедии на дороге – по любой причине – случались как можно реже.
Наш сегодняшний герой успел и на дороге с «палочкой» постоять, и «покататься» в кортежной группе, сопровождающей президента, и наладить максимально удобное и безопасное движение в Сочи перед зимней Олимпиадой-2014. Сегодня подполковник полиции Александр Золотарев возглавляет отдел дорожной инспекции и организации дорожного движения краевого управления ГИБДД.
Александр рос на примере двух своих дедов, кадровых военных, поэтому вопрос о том, в каком направлении он пойдет после окончания школы, даже не стоял – служить Родине, защищать ее. Поэтому с детства он занимался спортом, по большей части боевыми искусствами: борьба, бокс, дзюдо, рукопашный бой. Только вот развал Советского Союза несколько подкорректировал планы мальчишки. В 1993 году, после окончания 8-го класса, он приехал в Черкесск поступать в суворовское училище, где уже учились три его товарища по спортивной секции. И именно в этом году прием курсантов был отменен, доучиваться остались только те, кто поступил в прошлые годы.
Ну не возвращаться же теперь домой, подумал подросток и поступил в автодорожный техникум, вскоре его переименовали в колледж. Затем была служба в армии – в подразделении правительственной связи и информации. Демобилизовавшись, Александр вновь задумался о своем месте в жизни. Деды в военной форме строго смотрели с фотографий, и парень решил: если не армия – значит милиция, не менее важная служба на благо родной земли. И отправился подавать документы в органы внутренних дел.
Так, с 1995 года Александр Золотарев стал милиционером, с 1996-го сотрудником Госавтоинспекции. Так что в этом году у него собственный юбилей – 20 лет службы в дорожной полиции.
А начиналась она со специализированного батальона по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей спецназначения, базировавшегося в Ессентуках. Если говорить проще – встречали и сопровождали первых лиц государства. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, охрана должна быть обеспечена на таком уровне, чтобы и мышь без ведома не проскользнула. Поэтому получались временами и курьезные ситуации. Например, когда местные высокопоставленные чиновники или представители силовых ведомств пытались «пристроиться» за кортежем президента и проскочить по-быстрому перекрытый участок. Когда их вежливо останавливали, те еще и «права качать» начинали. Ровно до тех пор, пока не понимали, за чьим именно кортежем они следовали. Тут ведь попробуй докажи, что не было никакого злого умысла, а, наоборот, возникла острая необходимость как можно быстрее попасть в нужное место...
«Однажды, батальон обеспечивал безопасность проезда колонны, – рассказывает Александр Кимович, – и тут нам поступает сигнал о похищении человека. Люди увидели, как мужчина несколько раз ударил молодого человека, запихнул его в автомобиль и двинулся в сторону Карачаево-Черкесии. А через четыре минуты машину догнали и блокировали».
К счастью, выяснилось, что никакого похищения не было: молодой человек в изрядно «уставшем» состоянии прилетел в аэропорт Минводы, где его встречал старший брат. По дороге парень начал буянить и так достал брата, что тот вывел его из машины и немного «воспитал».
«Было очень приятно услышать от водителя, что если бы так же работала милиция в КЧР, то, наверное, порядка было бы больше», – вспоминает Александр Золотарев.
Еще одно курьезное происшествие начиналось очень серьезно, практически с ожидания сообщения о захвате автобуса. С автостанции, расположенной в Курсавке, поступила информация о том, что в автобусе находится вооруженный человек. В районе горы Кинжал тогда располагался стационарный пост, где этот автобус остановили для проверки. Сотрудники спецбатальона прошли по салону, по описанию опознали мужчину, у которого предположительно было оружие. Водителю дали точные инструкции: отъехать недалеко, сказать, что пробито колесо, и попросить всех пассажиров выйти. В этот момент тихо и грамотно предполагаемого преступника «скрутили», изъяли пистолет, находившийся в кобуре. А затем нашли и удостоверение сотрудника органов внутренних дел. Мужчина объяснил, что не хотел никого пугать оружием, просто случайно уснул, а пиджак распахнулся, вот люди и увидели пистолет, запаниковали.
А однажды на обочине дороги, которую обслуживал спецбатальон, нашли противотанковую мину. Выставили оцепление, вызвали взрывотехников. Выяснилось, что именно в этом месте сломался автомобиль военной колонны, и, когда его разгружали, одну мину потеряли. К счастью, учебную...
В 2009 году Александр Золотарев отправился в Сочи – готовить местные дороги к Олимпиаде—2014. С нуля было построено огромное количество объектов, заново решена организация дорожного движения в городе, во время самой Олимпиады приходилось обеспечивать безопасность не только лидеров и спортсменов нашей страны, но и всех остальных стран – участниц соревнований.
Специалиста с таким опытом терять было нельзя – и Александра Золотарева после Олимпиады пригласили на должность начальника отдела дорожной инспекции и организации дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
«Конечно, теперь у меня значительно больше «бумажной» работы, – рассказывает Александр Кимович. – Поэтому немного скучаю и по спецбатальону, и по Сочи. Но наш отдел выполняет не менее важную часть работы Госавтоинспекции: мы контролируем содержание дорог края в должном состоянии».
Лучше всего в этом плане дела обстоят у федеральных дорог – там и финансирование совсем другое, не такое, как у муниципалитетов. Чуть похуже, но тоже терпимо – на дорогах регионального значения. Совсем плохо – в маленьких населенных пунктах, где на любое предписание ГИБДД местные власти отвечают «недостаточно финансирования».
«Но автовладельцу, который может пострадать из-за открытого люка или огромной ямы, все равно, были у администрации деньги или нет. Есть предписанная законом обязанность содержать дорогу в безопасном состоянии. Поэтому иногда даже приходится идти на крайние меры, вплоть до ограничения движения по дорогам, не соответствующим требованиям безопасности», – отмечает Александр Золотарев.
Помимо основной работы, Александр Кимович тренирует коллег в боевых искусствах, помогает им подготовиться к сдаче нормативов по приемам борьбы, которыми обязан владеть каждый сотрудник полиции. Спортзал становится отдушиной после утомительной бумажной работы и приносит настоящую радость, когда у ребят какие-то приемы получаются особенно хорошо.
На стене кабинета начальника отдела дорожной инспекции – немало грамот и благодарностей, в том числе лично от Президента РФ и министра внутренних дел страны. Но говорит он о них скромно: «Награды второстепенны. Важно работать хорошо, тогда награды сами найдут тебя».