70 лет назад город Ворошиловск заняли немецко-фашистские войска

3 августа 1942 года стало трагической датой в истории Ставрополя, который в то время назывался Ворошиловском. Оккупация, продлившаяся пять с половиной месяцев, стала мрачной страницей в жизни города.

Уникальные документальные свидетельства того времени хранятся в фондах Государственного архива новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК). О том, как развивались события начала битвы за Кавказ, какое отражение они нашли в документах, воспоминаниях участников и очевидцев, рассказывает заведующая отделом информационного обеспечения и публикации документов ГАНИСК Татьяна Колпикова:

- Летом 1942 года немецкое командование сосредоточило свои главные силы и резервы на южном направлении, чтобы решить наконец в свою пользу судьбу всей войны. Наши войска понесли невосполнимые потери. В четырёх армиях Южного фронта осталось немногим больше 100 тысяч человек, которые были переданы в состав Северо-Кавказского фронта под командование маршала Советского Союза С.М. Будённого. 37-я и 12-я армии Северо-Кавказского фронта получили задачу прикрывать ставропольское направление. Однако превосходящие силы противника настойчиво продвигались вперёд.
Первый секретарь Орджоникидзевского (с 1943 года — Ставропольского. - Т.К.) крайкома ВКП(б) М.А. Суслов сообщал в Москву: «…На всём протяжении края немцы почти вовсе не встретили сопротивления со стороны частей Красной Армии. Части бывшего Южного фронта без военной техники отступали всё дальше, за Терек. Местные же гарнизоны, например, г. Ворошиловска (так с 1935-го по 1943 год назывался Ставрополь. - Т.К.) и Пятигорска, были немногочисленны, а главное и основное – почти безоружны.
Гарнизон г. Ворошиловска насчитывал 800 бойцов воинских частей и истребительного батальона, вооружённых лишь винтовками. Гарнизон не имел ни одной пушки, располагая 25 миномётами, изготовленными по инициативе крайкома партии, гарнизон не имел ни одной мины, имел всего несколько противотанковых ружей и 28 патронов к ним. Для прикрытия города с воздуха гарнизон имел лишь одну зенитку и не имел ни одного боевого самолёта. Видя такое состояние гарнизона и приближение противника непосредственно к границам края, краевой комитет 1 августа по прямому проводу обрисовал обстановку командующему фронтом тов. Будённому и просил его:
1. Немедленно помочь гарнизону вооружением и боеприпасами.
2. Подтянуть к г. Ворошиловску некоторые части, дислоцирующиеся на юге.
Тов. Будённый на это заявил, что «оборонять Ворошиловск надо, но сил недостаточно».
Было принято решение о срочной эвакуации людей и материальных ценностей.
Из воспоминаний управляющего Ставропольской краевой конторой госбанка М. Поляничко:
«…Двор госбанка подвергался неоднократной бомбёжке. Подготовленное в глубине двора бомбоубежище было переполнено работниками конторы и их семьями, а также клиентами. В момент загрузки автобуса ценностями звено вражеской авиации сбросило на двор госбанка несколько фугасных бомб, была разрушена конюшня, убиты конюх и заместитель главного бухгалтера, тяжело ранены старший кредитный инспектор конторы тов. Лысак Николай Филиппович и старший бухгалтер городского управления тов. Яковлев Иван Васильевич, который вскоре скончался тут же во дворе госбанка. В то же время было убито четыре лошади и выведена из строя легковая машина М-1. Но автобус с ценностями в сумме 15 млн руб. и материалами бухгалтерского учёта был благополучно отправлен на Невинномысскую…»
Малочисленный и плохо вооруженный гарнизон Ворошиловска не смог противостоять превосходящим силам противника.
Из воспоминаний Г. П. Шморгунова – курсанта пехотного училища:
«Июль 1942 года. После тяжёлых, кровопролитных боёв на Дону нас, оставшихся в живых курсантов Житомирского пехотного училища, направили в Ставрополь. В конце июля всех курсантов вывели за город на тактические учения, оставив второй взвод дежурить на месте. В этом взводе находился и я - связной при лейтенанте Сапко. Ночью немецкие самолёты бомбили город, не нанеся ему, однако, серьёзных повреждений.
С утра третьего августа в воскресенье началась варварская бомбёжка Ставрополя. Первый удар немцы нанесли по центральному рынку, где была масса людей - в основном женщины и дети.
В город прорвались немцы, завязались уличные бои, переходящие в рукопашные схватки. На территории училища появились два немецких танка с автоматчиками. Фашисты заняли правое крыло здания и с ожесточением вели огонь из окон второго этажа по бегущим к главному выходу курсантам. Лейтенант Сапко сумел остановить курсантов и принять единственно правильное решение: отстреливаясь от наседавших автоматчиков, выходить из-под удара под прикрытием дыма горящих зданий через запасные ворота на улицу Ленина. Лейтенант повёл нас дворами и огородами. С большим трудом пробились в район бывшего аэропорта. Нас осталось девять человек. Мы имели две самозарядные винтовки, пять гранат, русскую трёхлинейку со штыком, 25 патронов и наган. Курсантов на месте, где проходили тактические учения, мы не нашли. Оставленный связной передал приказ командования отходить в направлении Невинномысска…»
3 августа 1942 года немецкая авиация произвела 12 налётов на Ворошиловск группами по 9 - 18 самолётов.
Генерал-лейтенант Сергеев докладывал командующему войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-лейтенанту Курдюмову:
«Прошу немедленно доложить генералу Захарову, что 3 августа противник занял г. Ворошиловск. Город оборонялся 15-м запасным полком – всего 500 человек и 26-м мотоциклетным полком - 200 человек.
Фронт обороны до 10 км. Противник повёл наступление 50 танками с автоматчиками от с. Михайловского на северную окраину г. Ворошиловска и от ст. Пелагиада на северо-западную окраину города. В дальнейшем обошёл фланги обороны и вышел на южную окраину города (на аэродром). Остатки вооружённых 15-го и 26-го полков в количестве 300 человек к 22 часам отошли к с. Темнолесскому. Люди вооружены только винтовками, больше никакого вооружения нет. Сейчас от г. Ворошиловска на Невинномысскую и от г. Ворошиловска на Темнолесское-Курсавка двигается много повозок, спецмашин частей Южного фронта и большой поток беженцев из районов г. Ворошиловска. Всех невооружённых 15-го и 26-го полков и Житомирское училище, которое совершенно не имеет оружия и люди не обучены, отвожу в Темнолесское на Курсавка - Минеральные Воды».
Город был сдан. Начались пять с половиной месяцев немецко-фашистской оккупации.



Последние новости

Все новости

Объявление