8 июня - День социального работника. Тяжелый груз чужой беды
Тамара КоркинаЧто питает доброту?
Люди, работающие в социальной сфере, безусловно обладают особыми духовными и моральными качествами, наделены от Бога добрым сердцем и сострадательной душой. Потому что их работа – повседневное общение с людским одиночеством, бедой, житейской неустроенностью. А это всегда тяжело.
В преддверии профессионального праздника управление труда и социальной защиты населения администрации города обратилось в «Вечерку» с убедительной просьбой написать о работниках, которые «своим повседневным трудом заслужили почет и уважение в своих коллективах и благодарность от подопечных».
В присланном списке была и социальный педагог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Доверие» Екатерина Васильевна Головачева.
…Зеленый двор, огромные деревья, скамейки, оккупированные громкоголосыми подростками. «Доверие» расположено в бывшем типовом детском саду по Осетинской, чуть наискосок от школы № 42. Екатерина Васильевна работает здесь вот уже шесть лет. Хрупкая, изящная, на вид – только-только из института.
- Что вы, - улыбается, - у меня педагогический стаж тринадцать лет, дочке Нине уже десять.
Откуда берутся люди, готовые, забыв себя, бороться за чужую судьбу, помогать, спасать, сопереживать? Наше жесткое время дает вроде бы совсем другие ориентиры.
Расспрашиваю Екатерину Васильевну про детство, юность, «безумно счастливые» по ее признанию. И ловлю себя на мысли, что она, пожалуй, представитель последних юных российских поколений, не тронутых рыночной идеологией. Родилась и выросла в станице Ессентукской Предгорного района.
- Жили в трехэтажке, с соседями были как родные. В первый класс пошла в новую школу - №7, которую очень полюбила. Учителя были замечательные. отзывчивые, добрые, какие-то очень духовные. С благодарностью вспоминаю пионерские и комсомольские годы, давшие мне чувство локтя, товарищества, долга перед другими. Особенно я любила Софью Ильиничну Панаэтову, которая вела у нас в старших классах химию и биологию. Сейчас, повзрослев, я часто думаю о том, какое это счастье - любить тех, кто тебя учит.
После окончания 10 классов Катя поступила, конечно, же на естественно-географический факультет Ставропольского пединститута. Студенческая пора тоже оставила в душе теплые воспоминания:
- В мою пору в институте не было отношений, которые бы позорили человека.
После института поехала работать в поселок Горный своего района, преподавала химию и биологию. Школа не разочаровала, хотя начались большие финансовые трудности, учителям подолгу не выплачивали зарплату.
Мужество, терпение
и выдержка
Личная жизнь устраивалась параллельно с профессиональной. С будущим мужем Геннадием познакомилась, когда жила на квартире у его бабушки. На четвертом курсе вышла замуж, вместе поехали в село. После рождения дочери вернулись в Ставрополь, в тот же маленький бабушкин дом, где живут и по сей день.
- Сразу устроиться в школу не смогла, год простояла на бирже труда, - рассказывает Екатерина Васильевна. - Сюда поступила заявка из центра «Доверие» на социального педагога. Пошла, встретилась с тогдашним заместителем директора Натальей Вячеславовной Пинчуковой. Она говорила со мной очень откровенно. Предупредила, что работа специфическая, трудная, семьи, с которыми работает «Доверие» и в которых мне предстоит бывать, - социально дезадаптированы, родители пьют, дети предоставлены сами себе. Понадобится мужество, терпение, выдержка и, само собой, сострадание, желание помочь и взрослым, и детям.
Сегодня под патронажем Екатерины Васильевны - десять детей от 10 до 18 лет. Встречается с каждым минимум дважды в неделю.
- Я обязательно хожу в школы, где учатся мои подопечные, интересуюсь их поведением, увлечениями, отношениями с товарищами - в общем, задаю самые разные вопросы. И первое, что чаще всего слышу, – деньги родители сдают, особых проблем с учеником нет. Или, наоборот: школьник трудный, деньги мать никогда не сдает. В общем, характер ученика рассматривается исключительно сквозь призму денег, пугает, что нынешняя школа доведена до такого состояния.
Пьяниц и наркоманов, по мнению Екатерины Васильевны, с годами не убывает, скорее, наоборот. Хорошо, что государство старается держать детей из неблагополучных семей под контролем. Они в данной ситуации – что попавшие в стихийное бедствие.
- Пьющие родители порой просто не знают, что им делать с ребенком. Разговариваем с ними, убеждаем, просим, угрожаем. Самое действенное – угроза лишения родительских прав. Большинство даже самых опустившихся людей не хотят лишаться детей.
Социальных педагогов в таких семьях встречают настороженно, часто агрессивно: мы вас не звали, оставьте нас в покое. Переломить такое настроение можно только огромными душевными усилиями, направленными на то, чтобы люди поверили в искренность социального педагога, доверились ему и в чем-то подчинились.
- Работа в трудной семье часто сопровождается очень сильными эмоциональными переживаниями, уходишь домой с чувством, что несешь тяжелый груз,- признается Екатерина Васильевна. - Наши психологи учат нас не брать все на сердце, уметь отстраняться от бед семьи. Но это далеко не всегда удается.
Екатерина Васильевна с удовольствием называет своих коллег: Антонина Алексеевна Токарева, Татьяна Валентиновна Порублева, Татьяна Георгиевна Бутова, Анна Степановна Дьяченко, Галина Владимировна Елизарова, Елена Александровна Бобырева – все они работают по программам реабилитации детей из неблагополучных семей, делятся друг с другом опытом. Настоящие подвижники своего дела.
Центр «Доверие» работает в Ставрополе уже одиннадцатый год. За это время его работники – социальные педагоги, психологи, юристы - помогли сотням детей увидеть этот мир с его лучшей стороны, набраться сил для того, чтобы нормально жить в нем.