«А ДОРОГА СЕРОЮ ЛЕНТОЮ ВЬЕТСЯ…»
Наталья БуняеваТрудно сказать, у кого первого в Ставрополе на старте ХХ века появился автомобиль. Или как его тогда называли «самодвигающийся экипаж». Они и дизайн имели каретный. Но то, что это был кто-то из банкиров или торгового сословия, - точно. На тот исторический момент в губернии числилось более тысячи купцов, в самом городе – 672 человека. В государственном краеведческом музее-заповеднике сохранились фотографии: у парадного входа в особняки гордо восседают за рулем владельцы «иномарок» или отечественных машин. Колеса были велосипедного типа, на рессорах, иначе водителя и пассажиров трясло бы неимоверно даже на центральных, покрытых булыжником, улицах. С качеством дорог и тогда было не очень хорошо. К слову, если за минувший год прирост автомобилей в России составил 85 процентов, то дорог с твердым покрытием всего 15…
Роскошь, а не средство передвижения
Действительно, в отличие от текущего дня, только очень богатый человек мог позволить себе иметь тогда, так сказать, личное транспортное средство. Цены колебались от 1500 до 1800 рублей и выше, если бы захотелось пора-зить публику прямиком в сердце и приобрести, скажем, заграничный лимузин стоимостью 40 тысяч. Для сравнения: швейная машинка «Зингер» обходилась в 60 целковых.
В 1913-м, благополучном году для экономики Российской империи самым оплачиваемым из министров, к примеру, был министр внутренних дел, его годовое жалованье составляло 24480 рублей, заместителя (товарища) – 15 тысяч. Так что автомобиль они могли приобрести без особого ущерба для семейного бюджета. Впрочем, как и депутаты Государственной Думы, но все-таки при определенной экономии: содержание каждого стоило казне 4500 целковых (в отличие от нынешних они не претендовали на министерскую зарплату). А вот учителю гимназии пришлось бы сесть на жесткую диету в течение нескольких лет, чтобы купить машину: его годовая зарплата составляла около 1000 рублей, а врача муниципальной больницы и вовсе 500 (прямо как сейчас). Околоточный надзиратель получал 400, квалифицированный рабочий столько же. Батрак на селе чуть более 100. Правда, на все остальное цены были смешные. Скажем, кило телятины 32 копейки, сахара – 25, риса – 20, муки пшеничной высшего сорта – 12, картофеля – аж 2 копейки за килограмм. А отобедать в модном ресторане стоило 2 - 3 рубля…
В общем, даже в губернских городах в начале ХХ века автомобилей было немного, потому они и проходили максимум под номерами из двух цифр. Например, 11 или 25. Сегодня, когда иной раз и тротуары из-за отсутствия стоянок заполнены «железом на колесах», это трудно представить.
Чуть выше скорости велосипеда
На 1 января 1914 года в России было изготовлено 10 тысяч авто (для сравнения: в Америке 300 тысяч благодаря Форду и его конвейеру; в Германии – 57000, Китае – всего одна тысяча). Причем бензин тогда еще не завоевал монополии – по дорогам бегали автомобили, движимые паром и силой электричества.
Самый первый русский автомобиль вышел из ворот Русско-Балтийского вагонного завода в 1909 году, в обиходе его так и называли «руссо-балт». Вот что писал о нем специализированный журнал: «На днях на улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшая всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком у переднего щитка…». Стоит отметить, что «руссо-балты» отличались прочностью и надежностью, свидетельством чему служили их успехи в международных ралли и дальних пробегах Монте-Карло и Сан-Себастьян (сегодня такими же успехами, увы, могут похвастаться только отечественные КамАЗы). Репутация этих автомобилей была столь высока, что два «руссо-балта» даже заказал Императорский гараж, а более 60% всех автомобилей завода приобретала русская армия. Они использовались не только как штабные и санитарные машины, но и как шасси для постройки броневиков.
А в целом, как и сейчас, наибольшей популярностью в России пользовались «иномарки». Все в том же 1909 году, к примеру, была основана компания «Ауди». Вообще-то ее корни уходят к несуществующей ныне, но не менее знаменитой в прошлом фирме «Хорьх», блиставшей на немецком автонебосклоне во времена Третьего рейха. Дело в том, что талантливый изобретатель Август Хорьх вначале построил весьма неудачный 6-цилиндровый мотор, который чуть было не привел фирму к банкротству. Компаньоны и изгнали его из собственной фирмы. Тогда он основал новую под тем же названием, однако по решению суда был вынужден его изменить. Слово «horch» по-немецки означает «послушай», изобретатель и обратился к латинообразному варианту «audi». Эта марка и сегодня престижна среди состоятельных россиян – в Ставрополе их можно увидеть довольно часто. Правда, в начале ХХ века скорость этого автомобиля достигала максимум 30 километров в час.
И тем не менее появление машин на улицах было стрессом не только для лошадей, которые при их виде пугались и начинали шарахаться в разные стороны, причиняя прохожим травмы легкой и средней тяжести. Забавным сегодня выглядит требование того времени к владельцам машин: предупреждать сигналом встречных, стоящих или обгоняемых лиц и экипажи. То есть нажимать на рожок с пневматической грушей. Кроме того, водителям (садиться за руль разрешалось с 18 лет) вменялось в обязанность проходить медицинское освидетельствование, ежегодный техосмотр автомобилей (они должны были быть оборудованы фонарями для езды в темное время суток) и обязательную их регистрацию с выдачей номеров, так называемых «жестянок». И главное - не превышать на улицах скорость 15 верст (около 16 км) в час. А также уступать дорогу крестным ходам, похоронам и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям. А при недостатке места для проезда необходимо было останавливаться и ждать, пока они не проследуют.
Как можно догадаться, правила дорожного движения нарушались там и сям, и газеты того времени пестрят сообщениями о случаях на дорогах, связанных с автомобилями, несмотря на их малочисленность. Причем нередко сообщения заканчивались столь знакомым сегодня: совершив наезд, правонарушитель поспешил скрыться с места происшествия… Люди, в отличие от техники, мало меняются, да.
Подготовила Наталья ИЛЬНИЦКАЯ.