А французы уже переплыли Неман…
Мария ИльницкаяГрядет празднование 200–летия победы в первой Отечественной войне с Наполеоном Бонапартом
Таков исторический кульбит: началась она, как и позже вторая, но уже с немцами, получившая название Великая Отечественная, 22 июня, когда император обратился с воззванием к войскам, говоря о предательстве России, нарушившей условия блокады Англии, и необходимости ее проучить. И уже 24-го французы приступили к четырехдневной переправе через пограничный Неман. А 28-го числа они уже были в Вильно, ныне - Вильнюс…
Кавказские корни?
История той войны, хотя хорошо изучена, но все же и сейчас продолжает полниться новыми, порой удивительными, ранее неизвестными фактами. Что мы помним из школы, например? Конечно же, первым делом всплывает в памяти знаменитый совет в Филях под руководством главнокомандующего Кутузова, временно сданная врагу по его решению, полусгоревшая деревянная Москва, где Наполеон так и не дождался коленопреклоненной сдачи ключей от города и подписания выгодного для себя мирного договора. И, само собой, сражение под Бородино. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: немногие вернулись с поля», – писал в известном стихотворении Михаил Юрьевич Лермонтов, имеющий к нашему краю самое прямое отношение. В сентябре, кстати, пройдет на Бородинском поле традиционная реконструкция боев тех лет, когда «изведал враг немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!».
Очень горевал о гибели поэта на дуэли в Пятигорске, узнав об этом, сам завзятый скандалист, человек с очень непростым характером и герой 1812 года, битвы под Бородино в том числе, мощный по натуре и внешне человек с львиной гривой волос, генерал от инфантерии (тогда продемонстрировала всю свою роль и силу как раз артиллерия) проконсул Кавказа Алексей Петрович Ермолов. Его бюст установлен в Ставрополе на бульваре, теперь носящем его имя. А сколько рядовых и высокородных, разжалованных участников той войны, принявших позднее участие в известном восстании на Сенатской площади, их еще назвали декабристами, были после его подавления сосланы на Кавказ, иные здесь, у нас, и завершили свой жизненный путь.
Помнится, в начале 70-х строили нижнее общежитие строительного техникума, стали рыть котлован под фундамент – и наткнулись на человеческие черепа и кости. Студенты сбегались посмотреть, пока не вывезли. Оказывается, раньше на этом месте находилось исчезнувшее со временем старое Варваринское кладбище, на котором были некогда упокоены и ссыльные воины 1812 года.
А самое интересное: недавно выяснилось, что корсиканец император Наполеон Бонапарт… кавказец! К такому выводу пришел французский генетик Жерар Люкотт, проанализировав образцы ДНК Бонапарта и одного из ныне живущих предков его рода, об этом написало авторитетное французское издание Figaro. Правда, по его мнению, у этого ученого одиозная, неоднозначная репутация, а клетки корсиканца есть только у него, хотя на них претендовали многие, то есть проверить результаты невозможно, получены в реликварии, созданном другом Наполеона Домиником Виван-Деноном. Рукотворная сенсация, фейк, как сейчас говорят, легенда, но кто ж знает: гены-то, безусловно, были какие-то уж больно воинственные.
Своего рода прототип Сколково?
Еще в мае 1812 года, когда с обеих сторон вовсю шла разведывательная и прочая предвоенная деятельность, в подмосковную усадьбу Воронцово, владела которой А. Волконская, тайно прибыл с письмом русского императора иностранный специалист, механик Франц Липпих. Она предоставила ему территорию из патриотических соображений – для строительства большого воздушного шара, призванного сказать новое слово в военном деле. Планировалось сверху бомбардировать неприятельскую армию взрывчатыми снарядами. Кстати, первоначально он предложил свои услуги Наполеону, но тот, в отличие от Александра I, отказался, не инноватором оказался французский император.
«Так как совершенно немыслимо держать в тайне в продолжение четырех месяцев существование заведения, в котором 60 рабочих будут заниматься своим делом в 7 верстах от города, то мы условились, что всем станет известно, что г. Липпих обязуется изготовить множество моделей различных земледельческих орудий, которые должны быть готовы к новому году. Это удовлетворит любопытство», – писал в письме императору о придуманном им способе сохранить тайну московский губернатор граф Растопчин.
Далее – война уже шла — он сообщал: опытный образец малого воздушного шара будет готов 15 августа, тафта для него уже сшита; что Липпих тратит много денег – сначала 72 тысячи, потом 130 тысяч рублей, но, мол, если удастся его мероприятие, не жалко и миллиона. А 22 августа вынужденно написал в газете «Московские ведомости» о готовящемся пуске. Откроем роман Льва Толстого «Война и мир», один из его главных героев Пьер Безухов решил поразвлечься и поехал смотреть на диковинное строительство. «Народ тогда толпами ходил из Москвы к тому месту, где готовился шар. Это было на уединенной даче, окруженной забором, куда внутри никого не пускали, но народ, возвращаясь домой, рассказывал, что видел своими глазами, как готовился шар на верную гибель врага, и тем довольствовался», – писал в письме императору всесильный временщик граф Аракчеев. Говорили, что и сам самодержец тайно посетил мастерскую Липпиха.
Но пуск пробного шара так и не состоялся, о чем с прискорбием и известил Александра I после Бородинского сражения граф Растопчин, а Липпих, мол, сумасшедший шарлатан. Не стеклось, но лавочку прикрыли, иностранца отправили в Москву, а недостроенный механизм погрузили на 130 подвод и эвакуировали в Нижний Новгород. С инновациями такое иногда бывает. Наполеон, правда, решил, что вся эта история была придумана, дабы отвлечь внимание от пожаров в Москве, по итогам проведенного расследования десять человек были осуждены на смертную казнь, а Воронцово тем не менее было разграблено и сожжено…
Как известно, война кончилась полным разгромом войск Наполеона, и русские вошли в Париж, дав попутно название французским закусочным – бистро с ударением на последнем слоге, потому что говорили «быстро!», подгоняя обслуживающий персонал.