«А хорошо бы нам составить родословную...»
Ольга МетёлкинаНа той фотографии Илья Григорьевич — кадровый офицер, отвоевавший своё в составе 354-го отдельного авиаполка, освобождавший от фашистов Минск, участник боевых действий в Восточной Пруссии и штурма Кенигсберга. Он приехал с женой и сыновьями к родителям из белорусского города Лида, где нёс в то время службу в авиационной эскадрилье. Тогда он еще не думал заниматься собственной родословной, у него не было возможности и времени записывать рассказы старших родственников — свидетелей и участников больших и малых событий в жизни страны и своей собственной. Но пришло время, и уже совсем взрослый старший сын Ильи Григорьевича — Владимир сказал: «А хорошо бы составить нашу родословную».
- С этого всё и началось, - вспоминает Стукалов-старший. - Сели с сыном, записали то, что знали о наших предках. Потом сын двоюродной сестры - Николай Серяк пошел в Госархив и там нашел информацию о Стукаловых. Аж с 1780 года!
Илья Григорьевич встречался с родственниками, звонил по телефону, всё уточнял, кто в семье когда родился, женился и тому подобные данные. И когда систематизировал информацию, сыновья на компьютере помогли «нарисовать» раскидистое могучее родословное древо. Мирон и Евдокия Стукаловы — прапрапрадед и прапрапрабабка Ильи Григорьевича, оба 1780 года рождения. От них пошли «ветвиться» более молодые потомки.
Воспоминания детства
Спрашиваю у Ильи Григорьевича, что бы он посоветовал тем, кто хочет составить свою родословную. С чего начинать?
- Со старшего поколения, - отвечает он. - С тех, кто прожил жизнь и знает про многих из своего рода. А потом уже можно идти в архив.
Илья Григорьевич хорошо помнит своего деда — Емельяна Павловича. У него до революции было большое поместье в Дербетовке (село в теперешнем Апанасенковском районе Ставрополья). С ним жили четыре сына со своими семьями. Хозяйство держали большое, были овцы, коровы, птица.
- Помню, маленький был, - вспоминает Илья Григорьевич, - сначала за обеденный стол садится дед. На столе стояла большая чашка — одна для всех. Пока дед не возьмет ложку и не попробует из чашки, никто не начинал есть. Дед был строгий. Отец Григорий Емельянович пошел в него, тоже строгий был. В селе его уважали. Он был грамотным человеком - окончил 3 класса церковно-приходской школы. В Дербетовке работал председателем кооперативного товарищества. В сущности, в семье зарабатывали только он и старший брат Петр. Мама Матрена Степановна воспитывала детей — нас было семеро: три сестры, четыре брата. Все дети помогали по хозяйству, ухаживали за животными. В какие игры играли? Да я уж и не помню. В детстве я очень любил возиться с голубями. Это у нас было семейное.
Илья Григорьевич припомнил такой случай. Как-то раз отец зарезал барана, тушу освежевали, как положено, и повесили в сарай. Брат Алексей тайком выменял полбарана на пару голубей и позвал младшего Илью на голубятню - полюбоваться на красивых птиц. В это время отец обнаружил пропажу в сарае и сильно осерчал. Брат убежал к дяде Ивану и у него скрывался несколько дней от отцовского гнева.
Вторая половинка
Свою «вторую половинку» Илья Григорьевич не искал за семью морями. Вышло так, что учились они в одной школе в Дивном, только Катя была младше.
- Фактически это была первая любовь, - признается Илья Григорьевич. - Дружили мы с ней с 1938 года, а поженились в 1946-м. Все эти годы не теряли друг друга из виду.
Екатерина Кузьминична училась в Донецком мединституте, а Илья Григорьевич - в военной академии в Ленинграде. Приехал как-то в отпуск в Донецк, пошли они с Катей гулять по городу. Илья Григорьевич спрашивает у подруги: «У тебя паспорт с собой?». Она: «С собой». «Тогда пойдем зарегистрируемся»... Через год, когда молодая семья обустроилась в военном гарнизоне на аэродроме Балбасово, родился первенец - сын Владимир. Младший - Александр появился на свет в 1952-м, когда Стукаловы переехали на новое место службы — в город Лиду.
Сейчас у сыновей есть свои семьи. Выросли внуки Ильи Григорьевича — старший Роман стал ростовчанином, а младший Илья (названный в честь деда) по воле своих родителей оказался еще дальше от Ставрополя — в Санкт-Петербурге, учится в институте морского транспорта.
Вспоминает их Илья Григорьевич с теплотой. Но даже в такие минуты из его глаз не уходит печаль — нет рядом верной жены, любимой Катюши, которая много лет была ему надежным другом. Нет среди живых уже и братьев - Петра, Павла и Алексея. Но как ни горько ощущать утрату самых близких людей, жизнь продолжается. В Керчи живет сестра Анастасия Григорьевна, ей идет 99-й год, в Ставрополе другая сестра - Екатерина Григорьевна, ей 84. А родовое древо Стукаловых продолжает ветвиться молодыми крепкими побегами.
Школьное задание
Недавно правнуку Ильи Григорьевича — третьекласснику Олежке, который живет с родителями в Ростове-на-Дону, в школе дали задание: узнать дома и рассказать в классе о трех поколениях своей семьи. Мальчику не составило труда выполнить его. Наверное, многие одноклассники с интересом слушали рассказ Олежки о его замечательном прадедушке, который родился в далеком 1919 году в селе Дербетовка, что у нас, на Ставрополье. О том, как в 1938 году прадедушка Илья Григорьевич поступил в Вольское военное авиационно-техническое училище, а в 1940-м - получил назначение в Кировабадское авиаучилище на должность техника самолетов. Затем окончил Ленинградские курсы усовершенствования ВВС, которые во время войны находились в Магнитогорске. Шла война. Илья Григорьевич тоже воевал, он был уже инженером эскадрильи. А после войны служил на аэродроме Балбасово старшим техником по ремонту двигателей и самолетов. Менял аэродромы и гарнизоны. Был даже начальником испытательной станции — испытывал авиадвигатели после ремонта.
Дедушка Володя у третьеклассника Олежки тоже достойный человек, он начальник краевого управления статистики в Ставрополе. Не «подкачал» и папа - Роман Владимирович работает в строительном отделе администрации Ростова-на-Дону. Каким вырастет Олежка, покажет время, но наверняка пример старших поколений семьи Стукаловых поможет ему найти верный путь в жизни.