«А сам не плошай»
Лариса РакитянскаяВ минувшую пятницу, 13 февраля, «Вечерка» опубликовала материал Владислава Секачева под заголовком «Борьба с кризисом и экстремизмом». Тогда же мы предложили читателям обсудить тему в интерактивном режиме — на сайте газеты. Получили немало комментариев, часть из которых публикуем сегодня.
Напомним, что поводом к появлению в свет журналистского материала стало состоявшееся в правительстве Ставрополья первое заседание вновь созданного Общественно-политического совета при губернаторе края. На повестку дня были вынесены вопросы о мерах по противодействию влиянию мирового финансово-экономического кризиса и борьбе с политическим экстремизмом. В обсуждении темы приняли участие представители парламентских партий, общественных организаций, отраслевых и профессиональных союзов, казачьих и ветеранских организаций.
А теперь вот и читатели «Вечерки» присоединяют свой голос — иногда откровенно панический, порой — конструктивный, реже — оптимистичный, чаще — обличающий всех и вся...
Безысходность
«Затронул ли кризис вас?» - спрашивала газета. Первой откликнулась Елена Ивановна, 47 лет: она написала:
«Мне, родившейся в Советском Союзе, еще никогда не приходилось испытывать такого чувства безысходности, как сейчас. Времена были разные, но такого беспредела и равнодушия к своим гражданам власть себе не позволяла никогда. Никого не волнует, как выживает народ. Крайности брать не будем. Алкоголиков, бомжей и олигархов, обворовавших свою Родину до нитки. Обычная порядочная семья инженеров, как выживают они? Никак, плывут по течению, потому что потеряли всякую надежду на то, что государство позаботится о соблюдении их конституционных прав. У нас даже право на труд нельзя использовать в полной мере. Зарплаты кошачьи, прожиточный минимум, установленный в стране, кошачий. Кто-нибудь из чиновников вообще представляет, как можно жить человеку на эти, с позволения сказать, деньги? Затронул ли кризис мою семью? Да мы просто в дерьме!».
Растерянность
Наталья из Ставрополя пишет:
«Моего мужа уволили с работы, поэтому нам сейчас очень непросто. Как ни крути, а нужно кормить и одевать растущих детей. Мне приходится работать сверхурочно, а шансы у мужа найти работу по специальности невелики. Не идти же ему электриком на пять тысяч? Не представляю, что делать дальше. И ладно мы, взрослые, но причем тут дети. Разве нельзя как-то увеличить поддержку семьям, у которых двое и больше детей?».
Нет причин
для паники
Некто Игнатьеф (так уж называет себя этот господин!) более рассудителен: «Вот все говорят кризис, кризис... Конечно, он отразился и на той сфере, где я работаю, но если ко всему подходить с умом, нет причин для паники... Конечно, я стал покупать меньше дорогого спиртного и йогуртов всяких, но с голода, я думаю, никто не умрет. Кризис поможет оптимизировать расходы...».
Не хлебом единым... по-человечески жить
Не оригинален в своих выводах и автор, назвавший себя «Голубь мира» и оставивший отклик на статью уже 15 февраля: «Я вот читаю и удивляюсь, типа с голоду не умрем. Человеку что, кроме жратвы ничего другого и не надо? Спиртного дорогого он не будет покупать. А что делать тем, кто его отродясь не покупал? Средняя зарплата у нас больше 10 тысяч, видители. Ну да, если взять 5 медсестер, 5 учителей и одного банкира, так, наверное, и выйдет. Сколько можно выживать, жизни практически не осталось, хотелось бы и по-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ ЖИТЬ. Но, как сказал классик, жить в эту пору счастливую, уж не придется ни мне, ни тебе».
Я бы в дворники пошел, да не тому меня учат!
О будущем с тоской пишет Светлана, вопрошая:
«Ну... кого там кризис не коснулся? Цены стали поднебесными, проезд подорожал, а о коммуналке, да продуктах и говорить не стоит!
Я студентка - 5 курс, скоро получу диплом, а работы нет. На практике в банке вообще ничего не светит, т. к. проходит массовое увольнение людей с таким стажем и опытом работы, который мне и не светит! Ну и как здесь не впасть в депрессию... остается только руки разводить и мечтать о вакантном месте дворника!».
«Государственное дело — ты улавливаешь нить?»
Помнится, в сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» были такие строчки: «Не смогешь - кого винить? - Я должон тебя казнить. Государственное дело - Ты улавливаешь нить?..».
Так это царь Федотушке казнью грозился, а чем дело кончилось, помните? То-то и оно! Народ и кризис — что коробок да спички. Пока говорят люди: выходить из ситуации надо властям — они-то у нас, мол, самые умные, пусть и думают...
Вот и некая (или некий?) Surok 13 февраля высказался (высказалась?) в том же духе:
«И о чем тут говорить? Уже сегодня денег ни на что не хватает. А что будет завтра, ведь это только начало. Там, наверху, может, кто-нибудь все-таки начнет чесаться и что-то делать?».
С Surkom будто бы спорит Циник. Вот что он пишет 15 февраля:
«...Не выход всем кинуться сеять и пахать в XXI веке. Выход из кризиса - это дело государственное. Я думаю, если захотят, выйдут из него, как и вошли».
А сам не плошай
Не обошлось и без споров о духовной составляющей кризиса. Тот же Циник подкинул мыслишку: «Уповать на Бога, конечно, можно. Вот батюшки все безбедно живут, ездят на иномарках, живут в современных благоустроенных домах. Матушки их все в золоте, дети учатся в престижных вузах. Но Божьей благодати на простых смертных почему-то не хватает...».
А из Спасо-Преображенско-го центра 14 февраля под вечер пришел такой вот ответ:
«Мы уповаем на Бога и развиваем сельское хозяйство — пруд, скотину, поле. Проживем! И вам советуем не ждать помощи, а осваивать заброшенные земли Ставрополья!».
Некто Ренегат уже на следующий день, 15 февраля, с долей иронии (а может, и без нее?) замечает:
«Если бы все наркоманы собрались в вашем центре, да пахали, как кони, может, и улучшилось бы благосостояние некоторых граждан»...
От редакции: интерактивный диалог с читателями на тему кризиса продолжается на нашем сайте www.vechorka.ru. Пишите письма — электронные, бумажные. Будем общаться, чтобы слышен был глас народа.
Тем более что и на совещании вновь созданного Общественно-политического совета при губернаторе края именно из уст главы края прозвучала такая мысль: «...конкретные антикризисные меры не дают мгновенного эффекта, а граждане, на себе ощущающие влияние кризиса, требуют от власти помощи уже сейчас. Потому нужно объединение усилий государства и общества...».