А цель-то у всех одна…
Василий СкакунУ Омара Хайяма, выдающегося мудреца Древнего Востока, есть одно четверостишие (он все свои стихи и писал в такой манере – в четыре строки), потрясающее по своей глубинной осознанности сути назначения человеческой жизни. Давайте вместе поразмыслим над ним:
Вместо солнца весь мир озарить - не могу,
В тайну сущего дверь отворить - не могу.
В море мыслей нашел я жемчужину смысла,
Но от страха ее просверлить не могу.
И третья строка «В море мыслей нашел я жемчужину смысла» - она самая важная, это подсказка о назначении человеческой жизни – в чем ее смысл. И эта мысль по своей сути была столь ошеломляющей, что даже развивать ее далее автору было просто боязно.
Эта мысль была о том, что в каждом человеке вложены качества подобия Богу, и чем в большей степени все мы (ты и я) будем развивать их, тем этим увеличением подобия и будем приближаться к высшему образу Отца Небесного. А главным качеством подобия является безусловная любовь ко всему находящемуся на этой планете. И пример Христа, Будды, других в высшей степени просветленных личностей - Саи Бабы, Шри Чинмоя показателен именно в развитости этого главного качества, присущего нашему Отцу Небесному.
И Омар Хайям поэтому и говорит, что с неразвитыми качествами подобия Богу невозможны великие деяния:
Вместо солнца весь мир озарить - не могу,
В тайну сущего дверь отворить - не могу.
То есть пока не достиг уровня развитости подобия Высшему Разуму, великие дела тебе неподвластны (естественно, о солнце это утрированное сравнение).
Абсолютное большинство даже не задумываются ни о смысле своего присутствия на планете, тем более о развитии подобных качеств:
В этом замкнутом круге - крути не крути -
Не удастся конца и начала найти.
Наша роль в этом мире - прийти и уйти.
Кто нам скажет о цели, о смысле пути?
Омар Хайям
Но все дело в том, что открытие и тем более развитие качеств подобия Высшему Разуму сопряжено с величайшими трудностями по преодолению личных негативных эмоций, специально вложенных в наше человеческое сознание. И сделано это весьма умышленно, ибо обладание высшими приоритетами жизни не дается «абы кому», все это обязательно связано с огромной работой каждого человека над самим собой.
Антон Чехов говорил, что наше самовоспитание – это не процесс поглаживания себя по головке, это не иначе, как дрессировка себя, ибо весь этот негатив уговорами не одолеть. А вот как это понимал и трактовал швейцарский философ XIX века Амиэль: «Всякий человек подобен укротителю диких зверей, а эти звери - его страсти. Вырвать их клыки и когти, зануздать их, приручить, сделать из них домашних животных, слуг, хотя бы и рычащих, но всё-таки покорных, - в этом задача самовоспитания».
У того же Омара Хайяма находим еще одно подтверждение:
Мы - источник веселья и скорби рудник.
Мы - вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик!
Причем «ничтожество» оно здесь – налицо, его не надо воспитывать и стоять за ним в очереди тоже не придется – бери бесплатно и пользуйся им (правда, не на здоровье, а на его утрату), что и делает всяк и каждый. Вторая же часть «безмерного величия» - сколько жизней придется посвятить этому и то, при условии, если ты понял, куда и зачем двигаться.
Я - школяр в этом лучшем из лучших миров.
Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!
До седин я у жизни хожу в подмастерьях,
Все еще не зачислен в разряд мастеров.
Омар Хайям
И все начинается с осмысления первых шагов – их два: сегодня становиться лучше, чем ты был вчера, и чувствовать свою полезность окружающему миру.
«Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы» (Антуан де Сент-Экзюпери).
Источник иллюстрации: https://ru.wikipedia.org/wiki/Омар_Хайям