А у нас и в марте – День десантника
Елена ПавловаНа дворе март, а в Ставрополе сегодня — День десантника. 247-й десантно-штурмовой полк отмечает день рождения. По-военному — День части. История этой боевой воинской части начиналась 18 марта 1973 года в Кутаиси. 38 лет для нынешнего времени с учетом прошедших военных реформ и военных кампаний — возраст более чем солидный. И история у полка славная. Закавказье, первая и вторая чеченские и пятидневная августовская война 2008-го — операция по принуждению Грузии к миру. 2,5 тысячи солдат и офицеров полка награждены орденами и медалями, 9 удостоены звания Героя России (четверо из них — посмертно). Не очень вяжется с крылатой пехотой определение «врасти корнями», и тем не менее это произошло...
Уже родные
За 19 лет, прошедших после того, как десантники были передислоцированы из Закавказья в наш город, полк для Ставрополя и ставропольцев стал родным. На войну провожали, всем городом посылки собирали для отправки в Чечню, ждали возвращения и встречали... Вместе делили горести и радости... Вот и сегодняшний праздничный концерт десантникам помогло организовать управление культуры администрации города с привлечением лучших коллективов. Командир ДШП полковник Дмитрий Овчаров особо подчеркивает, насколько конструктивные отношения сложились у командования части с краевой, городской и районной властью. Места в детском саду для детей военнослужащих, помощь в обустройстве Аллеи памяти, да и просто добрые поздравления с праздником - все это по-человечески дорого, военные — люди, конечно, закаленные, но ощущать внимание и заботу приятно. И когда город обращается с просьбой, десантники откликаются на нее с готовностью. Например, хорошим совместным делом стал военно-спортивный лагерь, который каждое лето собирает подростков Ленинского района непосредственно на территории ДШП, где разбиваются палатки. Пацанята имеют возможность познакомиться с жизнью части изнутри и пройти, можно сказать, курс будущего бойца — некоторые азы боевой и строевой подготовки. Мальчишки здесь разные, некоторые — так называемые трудные, а вот не смущает их, что жить надо по Уставу и дисциплину с порядком блюсти. Здесь воспитатели опытные — энергию в нужный вектор и в мирное русло умеют направлять.
Лагерь мальчишкам полюбился, родители чуть не с зимы своих чад сюда стараются записать. Многие мальчишки уже по два и три раза здесь побывали.
– Мы сами в такой работе заинтересованы, - говорит Дмитрий Овчаров. - Понимаете, из каждого призыва где-то 10 процентов бойцов не очень понимают, куда они попали и что такое десантные войска. Родители, бывает, заявляют — мы не можем справиться, отправили к вам на перевоспитание... Сейчас экстерриториальный принцип призыва, по сути, отменен, и есть возможность у ребят из Ставрополя и Ставропольского края служить рядом с домом... Меня радует, когда ребята, прожившие на территории части две недели, заявляют, что теперь хотят служить только в десантных войсках. Они говорят это, понимая, что здесь громадные нагрузки и им придется очень серьезно готовиться к службе в армии. Мы заинтересованы в том, чтобы в полк не попадали случайные люди.
Никто, кроме нас
Среди тех, для кого служба в десантных войсках стала делом жизни, случайных людей нет. «Никто, кроме нас» - не просто девиз ВДВ. Это мироощущение и жизненная позиция. Это свойство личности, которое во многом определяет судьбу. Иногда — наследственное свойство...
Командир полка Дмитрий Овчаров, например, потомственный военный. Отец был летчиком-испытателем. Сын выбрал крылатую пехоту.
Родился нынешний комполка в Армавире, а школу оканчивал в Азербайджане, как раз когда рушился СССР. Пацаны-школьники не сильно тогда озадачивались вопросами геополитики, но будущую линию разлома ощущали, стоило лишь покинуть границы военного городка. Рязанское высшее десантное училище он окончил в 1995-м, когда уже гремела первая чеченская. Направление в Ставрополь означало направление на фронт — причем в ближайшем будущем. В первую горячую командировку он убыл через два месяца. Убыл в июле — вернулся в мае.
…По аллее, мимо уже подросших елочек, всегда проходишь с особым чувством. Рядом — мирная картинка — молодые мамочки с колясками, бабульки на лавочках. А под каждым деревцем — табличка с именем. Их 54, погибших в 1995-м,
1999-м, 2000-м, 2003-м... Десантники специально оборудовали Аллею памяти так, чтобы сюда приходили жители района — ведь в Грозном, Гудермесе, Шатое, у дагестанской горы Ослиное Ухо десантники шли в бой не столько за населенный пункт, за конкретную высоту. Они шли в бой за наш город, который ощущали за своей спиной, за всех нас, кто оставался здесь...
Памятник им установлен на территории части, и в ротах есть свои уголки памяти.
«Котиков» так и не увидели
Но воспоминания о войне бывают не только грустные. О принуждении Грузии к миру в полку вспоминают с улыбкой. Дислоцирующиеся в Новороссийске и Ставрополе десантно-штурмовые полки составили основу действующей на абхазском направлении группировки российских войск, которой командовал генерал-лейтенант Шаманов. Задача была — закрыть Кодорское ущелье со стороны Тбилиси. Марш-бросок до Хаиши по грузинской территории — схема построения была такой, что колонна в любой момент была готова вступить в бой с противником. Но серпантин и шесть тоннелей миновали благополучно. Когда противник опомнился, ущелье уже было перекрыто. Драпали противники добре — офицеры со смехом вспоминали, что, мол, никогда не думали, что в одном «Жигуленке» могут восемь здоровых мужиков поместиться. На Сенаки тоже было много впечатлений. Десантники имели информацию, что там дислоцируется некое спецподразделение с названием «Морские котики». Так и не пришлось выяснить, кто они такие. «Котики» дематериализовались с базы до появления десантников, причем удалялись, похоже, спешно — кофе в брошенных кружках был еще теплый...
Сама база произвела сильное впечатление. Даже стекла пуленепробиваемые. И мощнейшая военная инфраструктура. Для подготовки все, что нужно — даже бассейн. Спонсоры не скупились. В секретной части бригады нашли планы захвата Абхазии. Установки ПВО «Буки», несмотря на то, что они были тщательно замаскированы, обнаружили именно ставропольские десантники... Вообще трофейного оружия там было море. Машинами приходилось вывозить. На этой же базе были и пресловутые «Хаммеры», которые так настойчиво требовали вернуть американцы. Особенно один, нашпигованный секретным оборудованием и, как выяснилось, секретной информацией.
В общем, получилось что-то вроде командно-штабного учения с реальным противником и реальными трофеями.
В Ставрополе мы надолго
Хотя до уровня материального обеспечения Сенаки ставропольскому ДШП еще и далеко, но условия жизни и быта военнослужащих очень даже неплохие. Ушли в историю казармы. Теперь на входе красуется вывеска «Солдатское общежитие». Кубрики на несколько человек, комната отдыха, тренажерный зал, прекрасно оборудованная столовая. Кстати, наряды по кухне — это тоже уже история. Десантников обслуживает ресторан, и меню тут очень разнообразное. Командир полка объясняет — поскольку срок службы 1 год, делается все, чтобы солдат за это время мог освоить военную специальность, занимался только строевой и боевой подготовкой.
С этой задачей в полку справляются на «отлично». В прошлом году физическую подготовку военнослужащих оценивала комиссия Минобороны — среди десантных частей 247-й ДШП показал лучшие результаты. Также он имеет звание лучшего полка ВДВ.
Сейчас полным ходом идет перевооружение. Заместитель командира полка по вооружению показывает нам новые БМД (бронемашины десанта). От привычной бээмпэшки по характеристикам серьезно отличается. Броня, конечно, уязвимее — машина эта может быть десантирована, так что конструкторам нужно было делать ее достаточно легкой, поскольку иначе ее не удержат даже самые большие и прочные парашюты. Здесь сложная многокупольная система. Зато она может быть оперативно переброшена во вражеский тыл.
Одновременно часть покидает старая техника — ее забирают в другие сухопутные части. Конечно, жалко. Это не просто боевые машины, но и боевые друзья. Любой водитель-механик расскажет, сколько раз его БТР жизнь ему спасал... Так что немного грустно...
А на смену старым добрым «Уралам» приходят КамАЗы - новенькие, прямо с завода. И пока они — на гарантийном обслуживании у специалистов предприятия...
Скоро пройдут испытания. Бронемашинам десанта они предстоят уже в очень скором времени. И десантникам — тоже. Эти прыжки с парашютом будут не рядовым событием. Десантироваться предстоит с ИЛов вместе с техникой.
– В общем, все нормально, - улыбается Дмитрий Овчаров. - Полк получает новое вооружение, находится в полной боевой готовности. И, подчеркиваю особо, никуда не собирается передислоцироваться из Ставрополя. Это слухи, которые кто-то периодически пытается вбрасывать. Мы здесь надолго.
Ну что ж, ставропольцы этому рады. С крылатой пехотой тут как-то спокойнее. С Днем рождения, ставропольский десантно-штурмовой полк.