А за что заплачено риэлторской фирме?
Ирина БоровлеваАнна Викторовна И. решила продать квартиру, в которую она вложила средства по договору об участии в долевом строительстве. Дом был возведен. Но, увы, семейные обстоятельства изменились. А поскольку документ на жилье еще не получили, решили продать квартиру по договору переуступки прав с тем, чтобы оформить собственность на нее в Регистрационной палате уже на нового владельца.
Дали объявление в газету. Посыпались звонки. Как это часто бывает, от агентств по недвижимости, которые отслеживают объявления о купле-продаже квартир – кто ж упустит сорвать куш?
В один из дней появился потенциальный покупатель в сопровождении представителей одной такой риэлторской фирмы. Квартира понравилась. Анна Викторовна предупредила покупателя о том, что придется оформлять договор переуступки, так как свидетельства о праве собственности еще не выписано. Но это обойдется все равно дешевле, чем если бы делали документы о продаже квартиры через агентство. Такса фирм по недвижимости – до 2 процентов от стоимости жилья. С условиями покупатель согласился.
С представителями фирмы Анна Викторовна договорилась об оформлении всех необходимых документов, включая этап Регистрационной палаты. Заплатила за услуги 25 тысяч рублей.
Вскоре ей оформили договор задатка в счет оплаты стоимости жилья. Последовал следующий этап – оформление договора переуступки прав на квартиру через строительную организацию. Сюда отправились вместе с покупателем и представителем агентства. А когда дело дошло до оплаты этой процедуры – ни много ни мало 5 тысяч рублей, — работник последнего заявил, что эти расходы фирма на себя брать не будет.
Как так? Анна Викторовна полагала, что в сумму, оплаченную агентству за услуги, входит и оформление договора переуступки прав. А иначе за что фирме отдали такие деньги? За то, что покупателя нашли-привели и договор задатка оформили? При том что в другой риэлторской фирме, как выяснила Анна Викторовна, аналогичные услуги были намного дешевле – всего 15 тысяч рублей.
В центр защиты прав потребителей И. пришла, мучимая сомнениями: не обмануло ли ее агентство?
«Защитники» поинтересовались, заключался ли договор с агентством по недвижимости? Ведь именно в этом документе оговаривается, какие обязательства берет на себя фирма и какой комплекс услуг оказывается. Последний может включать в себя поиск покупателя, рекламу объекта, сбор документов и подготовку к сделке, последующую организацию ее оформления и т.д. То есть агентство может выступать в качестве представителя клиента по всему спектру вопросов, связанных с продажей жилья, и работать с ним вплоть до передачи денег за квартиру.
Не выполнен какой-то пунктик из этого «списка» — можно тогда «качать» права, уменьшать оплату и пр.
Но договор с Анной Викторовной не заключался. Ей выдали на руки лишь квитанцию к приходному кассовому ордеру (без кассового чека! – Л. Д.), где значилось, что за услуги получено 25 тысяч рублей. А еще у нее имелся экземпляр договора задатка. Эти документы – единственный «след» агентства. Но его оказалось достаточно, чтобы доказать причастность фирмы к сделке. «Защитники» связались с владелицей фирмы, указали ей на нарушения, допущенные при оказании услуг. В итоге Анне Викторовне вернули пять тысяч рублей, потраченных на оформление договора переуступки.
Ну а выводы, надеемся, наши читатели сделают сами.
Выпуск подготовлен совмено с Центром защиты прав потребителей (ул. Ленина, 328/3, тел. 37-06-57) и отделом ЗПП комитета экономразвития и торговли городской администрации.
Пишите, задавайте нам вопросы, присылайте отклики по электронному адресу: denejnaya@vechorka. ru