Агитплощадки
Михаил ВасиленкоГородская земля - сегодня в дефиците. И при этом в престижнейших местах на улице 50 лет ВЛКСМ пустуют два немалых по площади земельных участка. Один - у кинотеатра «Салют», другой - на пересечении с улицей Тухачевского.
Как же они остались девственно недоступными для похотливых и пронырливых застройщиков, готовых, кажется, снести последнее дерево или детскую площадку, но взгромоздить офис, магазин или тому подобное? Ответ прост: это - почти сакральные места, пропагандистский резерв власти, поскольку перманентно предназначены для будущего возведения чего-то социального.
С регулярностью природных циклов, как только начинаются выборные или иные политические кампании, призванные засвидетельствовать неистощимую заботу начальства о народе, две потенциально строительные площадки превращаются в агитационные. Тогда наспех освежаются исполинские, но покрытые пылью забвения проекты, устремленные в прекрасное далёко, когда улица 50 лет ВЛКСМ станет светочем культурной жизни и кузницей здоровья. Тогда стимулируется и вулканизирует архитектурное вдохновение, и на белый свет являются эскизы и планировки будущих ледовых и неледовых Дворцов, а заодно и культурно-концертных комплексов, простирающих свои полезные площади едва ли не на гектары. Тогда в особо важных случаях осуществляются красочные закладки «первого кирпича» с участием первых, вторых, третьих и даже шестых лиц, а также в местах никак не начинающегося строительства устанавливаются информационные щиты обнадеживающего содержания. Тогда не менее бодрые материалы размещаются в СМИ, где по-бухгалтерски скрупулезно указывается, сколько тысяч зрелых и недозрелых горожан будут охвачены культурным и здоровым досугом. И, наконец, в качестве апофеоза ремонтируется или обновляется ограждение пустырей, ставших привычным элементом ставропольского ландшафта и поросших многолетним бурьяном. После чего пропагандистские кампании бесшумно свертываются.
Так шаг за шагом образом, пока произрастает бурьян, скопился солидный краеведческий материал, посвященный этим местам агитационного камлания. Из зодческих достижений можно уже составить целую экспозицию. «Первых кирпичей» набралось на постройку если не триумфальной арки, то хотя бы памятного знака, посвященного почившим в бозе обещаниям. А обширной подборки пиар материалов в СМИ достанет на защиту кандидатской диссертации по теме «Культурно-спортивные прожекты как инструмент обработки масс».
В комплекте не хватает одного: публичных извинений за недержание слов, а также за отсутствие в городе столь значимых социальных объектов, как, скажем, Дворец спорта. Что, в частности, позволяет нашим молодым максималистам утверждать, будто Ставрополь - отстой.
Вся эта культурно-спортивная канитель, эпизодически озаряемая вспышками агитфейерверков, очень напоминает один бородатый анекдот. Перед бегами собак их владельцы из разных стран делятся опытом подготовки четвероногих питомцев к ответственным соревнованиям. Англичанин выгуливает своего на набережной Темзы. Американец - кормит гамбургерами, немец - сосисками. Русский же говорит: «Мы с Мухтаром заходим в рюмочную и выпиваем по стакану водки». Собака потом не сможет бежать, поражаются иностранцы. На что русский отвечает: «Ну и не сможет. Зато мы - самые козырные на старте...»
На самом деле ситуация банальна до невозможности. Нагромождения пустых посулов, словно вешки, обозначают тернистый путь страны протяженностью, по меньшей мере, в сто лет. А то и в пятьсот. Поэтому, не претендуя на концептуальное осушение потока политической демагогии и устав от полузаброшенного вида агитационных стройплощадок, мимо которых проезжаю по нескольку раз в день, ограничиваюсь конкретным предложением. Первое. Реалистично взвесить, когда город и край, находящиеся не в самом радужном финансовом положении, смогут полноценно взяться за возведение крупных и дорогих социальных объектов. Второе. Если не в следующем году и не через год, то до начала их строительства временно и безо всякой помпы разместить на пустырях либо зону отдыха с лавочками и цветами, либо муниципальную парковку, либо площадку для выгула собак, либо нечто другое, чего пожелают жители окрестных кварталов. Словом, хоть с какой-то пользой загрузить участки. Но ни в коем случае их не продавать и не застраивать абы чем: все-таки хочется верить, что пусть не мы, так наши правнуки будут ходить сюда на концерты или на баскетбол. А не на закладку очередного кирпича.