Александр III на Северном Кавказе
17 сентября 1888 года в пять часов пополудни император Александр III с императрицей Марией Федоровной, наследником престола цесаревичем Николаем Александровичем, Великим князем Георгием Александровичем и большой свитой прибыл в специальном поезде на железнодорожную станцию Ростова. После короткой остановки, где императора встретил Главноуправляющий на Кавказе генерал-адъютант князь Дондуков-Корсаков с почетным караулом, состав по Ростово-Владикавказской железной дороге направился к Минеральным Водам…
К приезду царского поезда вокзал Минеральных Вод был украшен дубовыми гирляндами. Здесь же на перроне были устроены многочисленные павильоны, убранные бархатными портьерами, коврами, прекрасной мебелью.
Императорский поезд прибыл в полдень. На перроне находился почетный караул 2-го Кавказского пехотного батальона, расквартированного в Пятигорске. Здесь же находились наказные атаманы Терского и Кубанского казачьих войск, ставропольский генерал-губернатор Н.Е. Никифораки, предводитель ставропольского дворянства, историограф генерал-лейтенант И.Д. Попко, представители общественности…
Обойдя почетный караул, император принял хлеб-соль, поднесённый ему представителями Ставрополя, Пятигорска, Георгиевска, калмыцкого народа. Блюда с хлебами, изготовленные местными чеканщиками из серебра с золочением, поражали филигранной обработкой и неповторимым рисунком.
Особо представились государю казаки-сыровары из Боргустанской станицы и немцы из Темпельгофской колонии с плодами из своих роскошных садов и виноградников. Императора приветствовали 900 детей из различных учебных заведений Ставрополя, Георгиевска, Пятигорска и Железноводска, которые были «…то в гимназических мундирах, то в казачьих черкесках, а девочки в коричневых платьицах с белыми пелеринками…».
Вблизи вокзала состоялся военный парад. Первыми церемониальным маршем в конном строю прошли юнкеры Ставропольского казачьего юнкерского училища, за ними — Хоперский казачий полк в полном составе…
После парада царский поезд под пение учащимися «Боже царя храни» и «Славься, славься наш русский царь», которым аккомпанировали музыканты, отправился к Владикавказу. Однако на полпути - у станицы Прохладной — поезд вновь сделал остановку, где царя встречали представители Терского казачьего войска.
Самым значительным событием в ходе посещения Владикавказа Александром III стал Высочайший смотр войск, участвовавших в победно закончившейся Кавказской войне. К месту смотра император прибыл в генеральском мундире на белом кабардинском коне в сопровождении большой конной свиты. Императрица пожаловала в коляске, запряженной русской тройкой. Прибывшие разместились в громадном шатре с металлическим куполом, который символизировал шапку Мономаха, увенчанную российским орлом…
Как сообщали газеты «Правительственный вестник», «Новое Время», «Московский Листок» и английская «Таймс», войска показали изумительную строевую выучку. Драгунские полки проходили то рысью, то галопом, не нарушая равнения, поражая выбором офицерских лошадей, изяществом и щегольством седловки и пригонки оружия. За драгунами, как тени, промелькнули легкие казачьи сотни. Пехотные полки так шли, что было видно: «сломят каждого, кто осмелится стать перед ними».
Это был смотр мужества, силы и славы российского оружия, «который произвел на всех собравшихся громадное впечатление». Император остался доволен смотром войск, как и всей обстановкой на южной границе Российской империи. Как неприступные бастионы здесь стояли русские крепости-города: Порт-Петровск (сегодня - Махачкала), Кизляр, Грозный, Владикавказ, Георгиевск в окружении казачьих станиц Терского войска. И далее уже к Черному морю от Ставрополя по Кубани с Екатеринодаром, центром Кубанского казачьего войска, граница та, возведенная несколькими поколениями российских первопроходцев, оставалась «на кремневом замке»…