Александр Великий: судьба человека в судьбе Родины
Наталья Буняева
Что мы помним о стройотрядах? Многие уже не то что не помнят, они не знают, что было в стране время романтики, отчаянного желания как-то попасть в историю Советского Союза. Хотя бы след от ладошки оставить на мокром бетоне...
Сегодня у меня в гостях первый командир краевого студенческого строительного отряда Александр Иванович Попов. Его отряд «целинным» назывался.
Он вошел в кабинет, и стало понятно: командир пришел! Прямая спина, уверенная походка, хорошо поставленный голос. А лет ему... Ну сами посчитайте: родился в 1941 году. Дитя войны. Это «дитя» с 12 лет работал трактористом. В 1959-м Александру всего 18 лет, а он уже награжден грамотой ЦК ВЛКСМ (весьма почетная награда) за рекордные показатели в уборке урожая. А потом — четыре года службы в армии. Вот такой парень пришел учиться в 68-м в Ставропольский педагогический институт, на исторический факультет.
Студент Александр Попов еще на первом курсе стал организатором первого ССО - студенческого строительного отряда «Юность». Он же был и его командиром. Позднее он станет командиром краевого штаба студотряда.
В середине шестидесятых вдруг пошли разговоры: будет собираться отряд для работы на целине. Тогда целина казалась чем-то... Ну вроде космоса, только на земле. Составы увозили счастливых будущих целинников к неведомым землям, которые надо обустроить, возвести там не просто дома и животноводческие комплексы - города! Нужно разбудить землю, веками дремавшую без вспашки: эта земля могла дать зерно, которого при всех усилиях тогдашнего правительства все равно не хватало. Старшее поколение помнит усилия страны по возделыванию кукурузы в Арктике.
В общем, студент Попов попал в отряд целинников. Далось с трудом, потому что «места» были расписаны: солдаты, отслужившие срочную, ехали на целину, да вся комсомольская молодежь рвалась. Сейчас даже странно: что они могли там увидеть, кроме тяжелого труда, когда хоть землю зубами рви, но норму выполни? Александр Иванович думает иначе: «Там была настоящая жизнь: труд, комсомол, сплочение, трезвость, выбор самостоятельного пути. И, чего скрывать, там еще и платили! А за лето студ-отрядовец мог заработать весьма прилично: и на одежду себе, и на необходимые книги, в общем, родителей наши ребята не разоряли!»
В свой «целинный» отряд Александр попал в качестве завхоза. Это не просто человек, занимающийся хозяйством, продуктами и прочими необходимостями. Была такая «должность» у студентов из стройотрядов — квартирьер. На итальянский или испанский манер звучит красиво. А на деле: квартирьер «со товарищи» (пять человек) первым выдвигается на «объект», приводит в порядок пустующее здание, делает специальные настилы, укладывает на них сено, готовит помещение под кухню, под медпункт. В каждом отряде была своя «сандвойка»: медики, способные оказать помощь даже в серьезных случаях.
Но еще до этих событий в жизни нашего героя случилась поездка на семинар-совещание в Ростов-на-Дону. Прибыли туда командиры и комиссары из наших южных вузов. Тогда-то и появились в словаре молодого строителя волшебные слова: нивелир, теодолит, рабочая и парадная роба, кирки-мастерки... Слова-то красивые, нужные слова. Но в Ставрополе ничего с места не сдвигалось: вроде и штаб есть, и строители, а вот чем строить — увы... Александр и сказал на этом семинаре, что байки, мол, травим... Что началось! Вероятнее всего, кто-то телефонировал в Ставрополь, доложил о выступлении ретивого студента. Дома его уже ждали в горкоме партии. Да еще приехал и секретарь ЦК ВЛКСМ Чичнявичус. Как он обогнал самолет — загадка. Короче, после всех разбирательств, буквально на другой день, ставропольский целинный студотряд «Юность» был экипирован не хуже ростовского или краснодарского. С тем и поехали на целину. В новенькой форме и в компании студентов, жаждущих работы в неизведанных краях. В этом же отряде была и будущая супруга Александра Ивановича — красавица Валентина. «По секрету» Александр Иванович рассказал, что его будущая жена чуть ли не шантажу с его стороны подверглась: «Будешь встречаться со мной — поедешь на целину!» Наверное, сто раз это повторил, пока Валя Гладченко поменяла предполагавшуюся поездку в пионерский лагерь для работы воспитателем на целину и сдалась: уж больно красив был Александр, да еще прирожденный организатор, уверенный в себе парень. Такие всегда в дефиците – что тогда, что сейчас. Через полгода после возвращения с целины сыграли первую «целинную» свадьбу. И по сей день супруги Поповы живут счастливо: в этом году Александр Иванович и Валентина Порфирьевна отмечают 45-летие совместной жизни. Двое детей, трое внуков...
Так и работали стройотряды еще чуть ли не двадцать лет, да вот однажды стране это оказалось ненужным: пришли времена, заставившие каждого думать о куске хлеба и работе. С началом перестройки кризис случился и в этом хорошем студенческом деле: если раньше каждое лето в крае набиралось до десяти тысяч молодых строителей, то с началом перестройки их количество резко сократилось. Ну, пара тысяч людей ехала на стройки... С разделом СССР многие опустили руки: все пропало! Никогда стройотрядам уже не подняться до былых высот. И при этой всеобщей растерянности, безнадеге наш, ставропольский, стройотрядовский штаб действовал. Новые и новые студенты уезжали в хозяйства: помогать, строить, зарабатывать...
Вот уже более сорока лет прошло. В 2004 году, в феврале, состоялся Всероссийский форум студенческих отрядов, посвященный 45-летию движения ССО. И, оказывается, ничего не забыто: те же командиры и комиссары, штабы и знамена, гимн и всевозможные шевроны... Помолодели душой и первые студотрядовцы, а к ним подтянулись новые. И сегодня их снова маленькая армия. Маленькая, но мобильная: студенты трудятся так же и на стройках, в медицине, воспитателями в пионерских лагерях. Да мало ли где могут пригодиться умелые руки, которые не боятся трудностей?
Есть еще одна сторона, о которой мы не особо говорили с Александром Ивановичем, Александром Великим, как его называют не только друзья — командиры отрядов, но и многие в нашем городе. Оказывается, это нынче престижно, что ли? Ведь и Президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин при встречах со студентами стараются подчеркнуть свою стройотрядовскую юность. Они тоже работали в ССО и гордятся этим. Да что далеко-то ходить? Совсем недавно Александр Попов, первый краевой командир студенческого строительного отряда, вручал награду «Почетный знак» нашему губернатору Валерию Гаевскому. Он тоже прошел через школу стройотрядов.
...Они часто собираются, постаревшие командиры. Но опять же: ну что такое старость? Это когда ты ее ощущаешь, понимаешь, что вот она, отбирает силы. А наши командиры? Да они и сегодня что хочешь построят! Молодцы, что там говорить, бодры духом, и, слава Богу, болячки их пока мало беспокоят.
Всего за историю движения на Ставрополье было 11 командиров: Александр Попов, Виктор Погосян, Николай Бугрим, Виктор Семенов, Владимир Песоцкий, Николай Стаценко, Степан Циркунов, Валерий Хмелев, Сергей Коваленко, Петр Яковлев. И сегодняшний краевой командир — Борис Дроботов. «У нас на него надежда: он хороший организатор, молодой, может и собрать молодежь, и зажечь какой-то идеей». Они поют песни, которые когда-то пели у костра, вспоминают все: и веселое, и грустное. И тех, кто ушел, кто уже не может взять в руки гитару и спеть про яростный стройотряд...