Алексей Ломанов: «Ситуация будет меняться, но на это нужно время»

Лариса Денежная

На вопросы читателей по «прямой линии» отвечал руководитель комитета муниципального заказа и торговли городской администрации Алексей Алексеевич Ломанов. С самого начала общение приобрело «фруктово-овощную» направленность.

Первой позвонила Наталья Николаевна Стасенко:

– Я хожу в магазины «Пятерочка» и «Магнит», которые находятся рядом с домом. И знаете, что возмущает: вот лежат овощи и фрукты, а изготовитель не указывается, хотя на ценнике, он типовой, есть графа о производителе, но она не заполняется. Почему? Мы знаем, как везли яблоки из-за границы, так и везут. На рынке, за редким исключением, размещают информацию, где вырастили продукцию. Сейчас вот пишут на винограде  – «Светлоград», на огурцах  – «Кисловодск»...

– Наталья Николаевна, деятельность торговли регулируется Постановлением Правительства№ 55, которым утверждены Правила продажи отдельных видов товаров. В этом документе содержатся требования, предъявляемые к оформлению ценников. В них указываются цена за вес или единицу товара, сорт (при его наличии) и наименование товара. К сожалению, указание страны происхождения товара не является обязательным условием. Как потребитель, я вас понимаю и разделяю вашу точку зрения. Но как чиновник, который следит за исполнением законодательства в сфере торговли на территории г. Ставрополя, могу сказать, что размещение сведений, о которых вы упоминали, – не более чем пожелание для предприятий торговли.

Что касается весового товара, то законодательство обязывает размещать необходимую информацию на упаковке. Сведения о поставщике и производителе указываются на транспортной таре – ящиках. Эту информацию можно также почерпнуть из сопроводительных документов на те же фрукты, запросив их у продавца.

Конечно, если предприятие само ввело на ценнике графу о производителе, то должно ее заполнять или изменить оформление ценника. Соответствующее поручение будет дано руководителям «Пятерочки» и «Магнита» по этому поводу.

Еще один вопрос по ценникам от Николая Васильевича Филипенко:

– Сейчас многие товары подорожали. А можно ли на ценнике писать две цены – отпускную предприятия и магазинную, чтобы было видно, какую наценку делают продавцы. Может, тогда магазины умерят свои аппетиты?

– Законодательство подобное не предусматривает. К тому же есть понятие коммерческой тайны. Средняя наценка на товары в Ставрополе – от 20 до 30 процентов. На одиннадцать социально значимых товаров – не более 10 процентов. При более низкой торговля сейчас просто не выживет.

– Почему цены такие – до 80 рублей за килограмм яблок?

Аналогичный вопрос:

– С ума сойти можно: ведро яблок – 500 рублей. И это в сезон, когда они уродились. А где наши местные, ставропольские производители? Или их продукция не может попасть на прилавки сетевых магазинов? Недавно показывали по телевизору, что «Сады Ставрополья» вырастили хороший урожай.

– Яблоки – самые популярные и любимые у нас фрукты. Увы, сегодня мы производим яблок в десять раз меньше, чем в советские времена. Представляете, как уменьшились площади садов? И конечно, отсутствие конкуренции сказывается на цене. А ее, напомню, предприятия устанавливают самостоятельно. На наши местные яблоки, а также из Кубани, Кабардино-Балкарии только отпускная цена сельхозпроизводителей колеблется в пределах от 15 до 60 рублей за килограмм, в розничной торговле она от 25 до 70 рублей в зависимости от сорта и качества. Есть импортная продукция. Цена ее выше – от 80 до 120 рублей. Поставки – из Белоруссии, Аргентины, Чили,Турции. Я сегодня разговаривал с директором овощной базы. Он мне сообщил, что импортные яблоки они сейчас не поставляют. Магазины сами напрямую их закупают. Это небольшое количество.

По данным Госстатистики, торговая наценка на яблоки колеблется в пределах 15 – 20 процентов и не превышает средний уровень наценки. Такая же применяется и на морковь, лук, капусту, картошку.

По поводу местных производителей и урожая. В нашем крае основные поставщики фруктов и овощей – ООО «Нива» (Труновский район), ООО «ПО Сады Ставрополья» (Минераловодский район), ООО «СтавАгроКом» (Курский район), ООО «Интеринвест», СПК «Незлобненский», ООО «Новозаведенное» (Георгиевский район). На 15 сентября собрали 2510 тонн яблок, это четверть от ожидаемого объема сбора. Дефицит местных яблок есть. Большую часть урожая (68 процентов) производители вывозят за пределы края. Часть перерабатывается. На внутренний рынок идет 20-30 процентов выращенной продукции. И вот почему. Яблоки – специфический товар, чтобы эти фрукты продавать в сезон, и не только, им нужно обеспечить условия хранения. К сожалению,  специализированных фруктохранилищ в крае у нас практически не осталось. Поэтому производители стараются быстро продать урожай. Ситуация будет меняться, но на это нужно время. В рамках программы импортозамещения в крае ведется работа по строительству хранилищ. В селе Донском Труновского района оно близится к завершению. Емкость хранилища – 20 тысяч тонн. В Минераловодском районе заканчивается монтаж хранилища для фруктов на 200 тысяч тонн. Сдача первой очереди ожидается уже в этом году. Модернизируется Новозаведенское  фруктохранилище. И это – далеко не все планы края. В общем, надеемся, что местной продукции станет больше.

Почему ставропольские яблоки не попадают сейчас на прилавки магазинов? У производителей и сетей есть взаимные претензии. Аграрии сегодня не готовы в полной мере для сотрудничества с торговлей. Причина – отсутствие возможности выполнить требования торговых сетей к объемам, срокам поставок, фасовке и упаковке. Самое основное из них – регулярность поставок, ведь заключаются долгосрочные договоры. Поэтому для насыщения внутреннего рынка местной сельхозпродукцией и стабилизации цен мы проводим ярмарки выходного дня. Зарекомендовал себя и такой формат выездной торговли как «Овощи к подъезду». Ведется, она на внутридомовых площадках, что очень удобно для людей.

– Недавно были на праздничной ярмарке выходного дня. Рекламировали, что продукция – своя, местная, по ценам производителя. Смотрели картошку. Цены – такие же, как на рынке. Единственный плюс  – удобно, что рядом с домом. Продавали там и войлочные сапожки. Хотела маме купить. Но самые дешевые – 600 рублей...

– Подобные отзывы насчет цен мне приходится слышать. Задача ярмарки – приблизить торговлю к месту проживания. И она ее выполняет. Эта ярмарка имела праздничный формат. Что касается валяных изделий – это товары народного промысла, сувенирная продукция. Учитывая их эксклюзивность, и цена – соответствующая. А вот по продуктам питания могу привести другие примеры. Вы заметили, какая цена была на живую рыбу? Килограмм карпа – 130-140 рублей на фоне 220 рублей в торговле. Хорошая цена была на сахар – 41 рубль за килограмм. Целую машину привез сахарный завод. Все распродали. Яйца шли на ура, целая очередь стояла – 34 рубля 1-й категории, а отборные – по 37 рублей Отличная цена. Картофель по 16 рублей хорошего качества народ брал мешками. И, хочу заметить, товарные остатки предприятий на ярмарке были минимальные. Только пара предприятий не распродали продукцию. Просто не нашли своего покупателя. Товар у них или не соответствует конъюнктуре, или запросам потребителя. Но я вам благодарен за отзыв. Спасибо, что поделились, высказали свое мнение. Мы стараемся прислушиваться к замечаниям, делаем выводы. И, знаете, большинство людей хорошо отзываются об организации ярмарок выходного дня и выездной торговле «Овощи к подъезду».

– В крае у нас традиционно выращивают подсолнечник. Почему подорожал продукт его переработки – подсолнечное масло?

– Лето, как вы помните, было скупое на дожди. Два месяца засухи сказались на подсолнечнике. Урожай семечек был значительно меньше, чем в прошлом году, а их качество – хуже. Поэтому пришлось закупать это сырье в других регионах. Поделюсь и своими наблюдениями. В этом году я проезжал мимо поля с подсолнечником. Головки – мелкие, растения – невысокие. Понятно, что хорошего урожая с такого поля не ждать. Кроме того, растут издержки на приобретение семян, химзащиту растений. Все это заставило производителей пересмотреть ценовую политику реализуемой продукции.

– Сейчас много говорят об импортозамещении. По каким позициям нашим производителям удалось реально это сделать?

– Наш регион – самодостаточный. В Ставрополе 80 процентов продуктов питания на полках магазинов произведено в нашем крае. Молочная продукция, мука и хлебобулочные изделия, крупы, мясные и колбасные изделия…Доля импорта незначительная, как правило, это продукты премиум-сегмента. Сейчас не простые экономические условия. Но санкции дали толчок для развития предприятий. Например, молочный комбинат «Ставропольский» и Ипатовский «Сыродел» наладили производство недостающей ассортиментной линейки сыров. У последнего объем производства за 9 месяцев увеличился в среднем на 20 процентов. Приблизительно такой же показатель и у молкомбината «Ставропольский».

По завершении «прямой линии» мы поблагодарили руководителя ведомства за подробные ответы на вопросы читателей. А. Ломанов, в свою очередь, заверил: этот диалог продолжится, а проблемы, поднятые горожанами, в комитете будут взяты на контроль.

торговля

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление