Алкогольная цифирь

Михаил Василенко

По российским меркам Ставрополье - регион почти трезвенный. Во всяком случае так позволяет думать официальная статистика, обнародованная на этой неделе.
Судите сами: за январь - сентябрь продажа спиртного составила всего лишь 4,4 литра абсолютного алкоголя на душу населения. Более того, ставропольцы стали меньше покупать вино, пиво и даже водку: ее, родимую, аж почти на 16 процентов. И все это на фоне, как сейчас говорят, шаговой доступности пьянящих напитков. Горбачевские укротители зеленого змия могли бы гордиться такими достижениями.
У нас же оснований для гордости, думается, маловато. Ведь, обратите внимание - статистики фиксируют лишь официально учтенную продажу спиртного. Но в условиях кризиса, когда народные доходы сократились, а алкоголь заметно подорожал, легко предположить рост потребления различного контрафакта и суррогата. Как считают эксперты, их доля составляет до 40 - 50 процентов в общем возлиятельном объеме. Только домашнего самогона, по некоторым данным, россияне выкушивают не менее 600 млн литров в год.
Так что рискну констатировать, что в нашем крае пьянственно-алкогольная проблема хоть и не такая кричащая, как во многих других регионах, но все же реальна и болезненна. И мы не намного лучше остальной спивающейся России, где взрослый человек поглощает в восемь раз больше алкоголя, чем средний гражданин США. Где, по сведениям медиков, каждая третья смерть так или иначе связана с пьянкой. Где выкладки социологов говорят, что большинство подростков узнают вкус спиртного в 12 - 14 лет. Где пьянство стало уже особенностью не только русской национальной охоты, но и русской жизни вообще.
А ведь выдумки, будто испокон веков Россия пила горькую. Фундаментальные исследования Похлебкина убеждают - россияне прочим напиткам предпочитали чай. Это подтверждает и дореволюционная статистика: в 1913 году на душу имперского населения приходилось 2,5 литра абсолютного алкоголя в год. Сейчас - 18, при двух миллионах официально учтенных алкоголиков.
Между прочим, Всемирная организация здравоохранения оценивает потребление алкоголя, превышающее 8 литров в год, как опасное для здоровья. Причем каждый литр, выпиваемый сверх этого предела, связан с сокращением продолжительности жизни на 11 месяцев у мужчин и на 4 месяца - у женщин. А у нас, повторю, при всех известных демографических бедах - 18 литров спирта на каждого, от грудничков до глубоких старцев.
Несколько месяцев назад президент Дмитрий Медведев поставил задачу за три года уменьшить этот показатель до 14 литров. И вот уже готовятся федеральные законы, которые пиво приравняют к водке, запретят продажу спиртного в киосках, остановят производство и сбыт так называемых слабоалкогольных коктейлей и т. д. Планируется установить единую ставку акциза на все виды горячительных напитков с последующим их повышением сверх темпов инфляции в 2 - 3 раза. Такие предложения обсуждены во вторник на депутатских слушаниях в Госдуме страны.
Кстати говоря, на этих слушаниях депутат Н. Герасименко, академик Академии медицинских наук, поведал, что доходы от акцизов составляют 66 млрд рублей в год, а ущерб от пьянства исчисляется суммой в триллион рублей. Выходит, алкоголизация населения вдобавок ко всему - категория экономическая.
Вот такая алкогольная цифирь. И я, не будучи ни пуританином, ни пьяницей, позволил себе утомить ею читателя только для того, чтобы подойти к проблеме с патологоанатомическим (извините за термин) беспристрастием. Просто с учетом ее злободневности опасаюсь, что борьба с зеленым змием в очередной раз сведется либо к бесполезной трескотне, либо к неисполняемым запретам. После чего в сухом остатке мы получим разве что убаюкивающие показатели официальной статистики.
По моему разумению, речь должна вестись в первую голову о формировании на бытовом уровне культуры умеренного пития качественных напитков. А способствуют ли этому высокие акцизы или искоренение слабоалкогольных коктейлей, я совсем не уверен.

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление