Андрей Джатдоев: «2014 год для Ставрополя будет переломным в части улучшения ситуации на дорогах»
Можно ли в принципе решить проблему пробок в нашем городе, учитывая, что сегодня она характерна для многих мегаполисов России? Что потребуется изменить для достижения приемлемого результата? Во что это обойдется? Об этом мы побеседовали с главой администрации города Ставрополя Андреем Джатдоевым.
Из обсуждения, казалось бы, конкретной темы разговор перерос в рассуждение о прошлом, настоящем и видении будущего нашего города.
– Андрей Хасанович, как вы оцениваете ситуацию с транспортом на наших улицах?
– Мы постоянно проводим достаточно жесткий мониторинг многих аспектов жизни города и видим, что одна из злободневных тем, которая волнует всех горожан, это именно перенасыщенность транспортом ставропольских дорог, что делает нашу жизнь менее комфортной, чем хотелось бы. Проблема действительно актуальна как никогда. Я бы сказал, что для города это проблема номер один.
– Что же, на Ваш взгляд, способствовало тому, что сегодняшняя ситуация с дорожным движением так обострилась?
– За последние десять-пятнадцать лет в городе практически не делалось ничего, чтобы принципиально решить эту задачу. Не было средств, не было понимания последствий. Единственное, что относительно улучшило ситуацию – это введение в эксплуатацию объездной дороги, которая связывает улицу Ленина с Юго-Западным микрорайоном. Все остальное не могло существенно повлиять на положение дел. Вместе с тем факторы, ухудшающие ситуацию, постоянно нарастали.
Что имеется в виду? В Ставрополе, по данным ГИБДД, только за 10 месяцев 2013 года зарегистрировано 33 тысячи новых единиц автотранспорта, то есть его количество возросло почти на четверть и составляет сегодня около 150 тысяч. С одной стороны, это хорошо – растет благосостояние горожан, а с другой – как с этим автомобильным потоком справляться?
Еще один достаточно серьезный фактор – крайне интенсивное развитие Юго-Западного микрорайона. Прирастают в численности и Ленинский, и Октябрьский районы.
Впрочем, эти же проблемы переживает и Москва, и наши соседи – Краснодар и Ростов-на-Дону. Трудно назвать сегодня город, где бы их не было. Это хроническая болезнь для всей страны. Но думаю, что такая корпоративность нам не подходит.
Сегодня абсолютно очевидно, что решение проблемы автомобильных пробок должно быть системным. Такие задачи невозможно решить с наскока и в один миг. Убежден, что выход – в последовательной и целенаправленной политике мэрии совместно со строителями, архитекторами, правоохранительными органами, жителями. Чтобы действительно решить эту проблему, придется в какой-то мере ломать существующие стереотипы. Это не может не коснуться менталитета и уклада обычного образа жизни ставропольцев.
– Что Вы имеете в виду?
– Давайте порассуждаем, в каком городе мы живем, каким мы его видим сегодня и как нам всем вместе жить дальше? Я прожил в Ставрополе более пятидесяти лет, и в памяти сохранилось то время, когда город представлял собой в полном смысле этого слова провинциальное поселение. Мои ровесники и те, кто постарше, помнят годы, когда в центре на улице Ленина, между Краснофлотской и Льва Толстого, стояли частные дома из ракушечника, не было ни Юго-Западного, ни Северо-Западного микрорайонов. Если сопоставить Ставрополь тех времен и нынешний, это два разных города и по численности населения, и по темпам жизни, и по своему архитектурному облику, и по многим другим аспектам.
Говоря о будущем нашего города, я хотел бы выделить один важный, на мой взгляд, момент. Да, у города есть серьезные исторические корни, есть исторические документально оформленные зоны с четкими границами, есть реестр памятников федерального и краевого значения. Это те объекты, которые мы должны беречь как зеницу ока. Неплохо было бы к ним добавить и построенные нашим поколением объекты. Но их немного.
А вот что касается остальной части города, то здесь изменения могут и должны быть. Возможно, какая-то часть населения хотела бы, чтобы Ставрополь так и оставался тихим, спокойным, провинциальным городишком. Но нас в городе уже 417 тысяч. Мы значительно опережаем темпы роста населения, предусмотренные в Стратегии развития города до 2020 года. Как к этому относиться? Думаю, мы должны этому радоваться, ведь краевой центр динамично развивается.
Я видел некоторые зарубежные города и не только зарубежные, которые буквально усыхают из-за того, что там сворачивается экономика, застойные явления происходят в очень многих сферах. А то, что в нашем городе жизнь бьет ключом, это ведь на самом деле здорово. Просто надо умело управлять этими процессами, поддерживать их, не мешая развитию экономики.
В городе выросла интенсивность жизни. У нас большое количество высших учебных заведений, так что свой вклад вносит и студенчество, не зря же наш город называют молодежным. Это тоже неплохо, в конце концов, это формирует полноценный потребительский рынок, и какие бы сложности ни испытывала экономика, идет постоянный прирост объема розничной торговли. А это поддерживает экономику, способствует поступлению налогов в казну, что дает возможность развивать социальную сферу.
– Андрей Хасанович, каким же Вы видите решение транспортной проблемы в Ставрополе?
– Решение лежит в двух плоскостях – тактической и стратегической. К тактическим задачам я отношу поддержание дорог в хорошем состоянии, ужесточение правил парковки, появление дополнительных стоянок. Например, только в этом году появилось порядка 400 дополнительных парковочных мест. Полным ходом идет строительство многоуровневого паркинга на улице Казачьей на 250 машиномест. Только за один год мы вооружились тремя эвакуаторами, которые вывозят на штрафстоянки неправильно припаркованный транспорт, работает система «Паркон» и т. д.
Сюда же можно отнести работу, связанную с регулированием светофорного хозяйства, строительство разгонно-скоростных полос и многое другое. Да, для решения проблемы пробок на дорогах этого недостаточно. Но с чего все начиналось? Кто, например, год назад знал, что такое эвакуатор? Или вспомните проспект Октябрьской Революции, который еще совсем недавно выглядел как большая неорганизованная парковка. В том, что касается тактических задач, я считаю, мы движемся достаточно уверенно. Будем продолжать развивать это направление в следующем году и останавливаться не намерены.
Но, безусловно, принципиально разгрузить таким способом улицы города невозможно, поэтому необходимы решительные, кардинальные меры по изменению организации транспортного движения, по строительству новых магистралей. В течение года эта работа велась постоянно и проводится в настоящее время. Результаты пока, может быть, и незаметны.
Но быстрого эффекта, к сожалению, здесь ждать нельзя. Тем не менее первые результаты есть. Так, например, значительно разгрузилась ул. Пушкина после введения одностороннего движения. Раньше это была одна сплошная автомобильная пробка.
– Напомните нашим читателям, что сделано в области строительства дорог за последнее время и что в планах?
– Думаю, состояние и содержание дорог в Ставрополе, особенно магистральных, сегодня достигло достаточно высокого уровня. Об этом говорят жители, это отмечают и наши гости. Ремонтом дорожного покрытия администрация занимается постоянно. Недавно выполнен ремонт подъездной дороги к городской больнице № 3 с расширением проезжей части, устройством тротуаров, пешеходных ограждений и дополнительных 139 мест для парковки легкового транспорта. Привели в порядок улицу 8 Марта. Фактически появилась еще одна транспортная магистраль.
Сейчас идет реконструкция улицы Космонавтов. Это не просто ремонт или асфальтирование, это строительство новой дороги. Проектом предусмотрено расширение проезжей части улицы до четырех полос движения, устройство тротуаров, велосипедных дорожек, уличного освещения, ливневой канализации, остановок общественного транспорта. Главный критерий – сделать качественно, чтобы дорога прослужила не один десяток лет. Проект достаточно серьезный, есть препятствия в его реализации, но мы их преодолеваем. Дорога строится и однозначно будет построена.
Но и здесь не все так просто. Закрыв на ремонт улицу Космонавтов, мы получили приток жалоб на ухудшившуюся и без того сложную дорожную ситуацию в Юго-Западном микрорайоне. А представьте, что произошло бы, если бы ремонт одновременно начался и по проспекту Кулакова? Мы бы просто-напросто парализовали дорожное движение во всем городе. Решая какие-либо задачи, мы не должны усложнять жизнь горожан, поэтому разбили по времени эти два проекта. Повторяю, они однозначно будут реализованы, это вопрос ближайшей перспективы.
Сегодня мы ведем проектирование новой дороги – продолжение улицы Серова и соединение ее с Восточным обходом. Что это даст? Разгрузятся улица Объездная и Старомарьевское шоссе, да и вообще нижняя часть города. Жители поселка Демино будут иметь выбор, каким путем добираться до центра Ставрополя. Еще один проект – соединение улицы Пирогова с улицей Доваторцев. Появится прямой выезд из микрорайона «Олимпийский» на улицу Доваторцев.
И, пожалуй, самое главное. Напомню, что около полугода назад в администрации состоялась встреча с застройщиками и владельцами земельных участков в Юго-Западном микрорайоне. Тогда мы договорились о том, что сами застройщики будут участвовать в проектировании полноценных дорог – с тротуарами, ливневой канализацией, уличным освещением, пешеходными переходами. Сегодня мы получаем первые результаты. Один из застройщиков уже изыскал 40 миллионов рублей на проектирование дороги, вернее, проспекта в новом микрорайоне. Полагаю, что такой подход будет поддержан и другими застройщиками. А если не будет – мы будем настаивать на том, чтобы он был поддержан.
Важно, что эти объекты выбирались для проектирования в результате системных, в том числе и научных, разработок, которые проводятся в городе Ставрополе с 2012 года одной из московских проектных организаций.
– И что же конкретно предлагают московские специалисты?
– Детально изучив дорожное движение города Ставрополя в совокупности всех элементов – состояния дорог и светофорного хозяйства, наличия парковок, пассажиропотоков и многих других факторов – и проведя серьезный анализ, организация предложила конкретные, реальные пути решения проблем. В первом приближении меня порадовало то, что работа не свелась к теоретическим выкладкам. Нам представлены четкие предложения, относительно малозатратные сценарии, не требующие вложения колоссальных средств, которые сделали бы проект несбыточным. Речь идет об изменении схемы дорожного движения и реализации некоторых организационных моментов.
Всего предложено три сценария развития и корректировки транспортной системы в Ставрополе. Озвучу лишь некоторые моменты. В одном из них разработчики предлагают на основных магистральных линиях, которые соединяют верхнюю и нижнюю части города – улицы Мира, Ленина – сделать одностороннее разнонаправленное движение с выделением полос для общественного транспорта. На участке Ленина и Мира, от Достоевского до улицы Доваторцев и проспекта Кулакова, движение общественного транспорта вычленить в отдельный поток, закольцевав его, и организовать на упомянутых участках пересадочные площадки для других закольцованных маршрутов, связанных с микрорайонами города.
Предлагается также выделение полосы для общественного транспорта по улице Доваторцев, которая сегодня в часы пик практически стоит. Да, этими действиями будут созданы преимущества для общественного транспорта и слегка ущемлены права автолюбителей. Но опрос населения, проведенный в рамках выполнения данного проекта, выявил, что около 70 % населения хотели бы передвигаться именно на общественном транспорте. Я считаю, что мэрия должна создать условия, чтобы горожане могли реализовать свои желания. А для этого, может быть, придется сделать ряд нестандартных шагов.
Где-то будут стеснены права автолюбителей, которые предпочитают 200 метров от дома до офиса проехать на автомобиле. Да, завтра горожанину придется выбирать между общественным транспортом, на котором можно доехать до работы за 15 минут, и личным, на котором добраться можно за час. Но это уже вопрос выбора каждого. И мы должны быть к этому готовы. Что-то в нашем сознании придется менять, если мы хотим реально улучшить ситуацию в этой области в городе Ставрополе.
– Андрей Хасанович, а когда горожане ощутят плоды этой работы?
– В ближайшее время предложения специалистов будут вынесены на рассмотрение городского Общественного совета. Думаю, есть смысл рассмотреть этот вопрос в расширенном составе совместно с комиссией по безопасности дорожного движения.
Со следующего года начнет реализоваться программа по организации платных парковок в центральной части города Ставрополя. Увеличивая интенсивность движения общественного транспорта, мы будем ограничивать доступ индивидуальных автомобилей в центр города, где у нас сплошные заторы.
В будущем году достаточно интенсивно начнем заниматься потоками автотранспорта, въезжающего в город Ставрополь. Возможно, мы пока морально не готовы к перехватывающим паркингам на въезде в город, но уже сегодня надо определить земельные участки для этих объектов, чтобы завтра иметь возможность их организовать. Полагаю, что через 2–3 года эта тема станет для города Ставрополя крайне востребованной.
Безусловно, все это должно сопровождаться достаточно жесткой политикой со стороны органов внутренних дел в части контроля за дисциплиной среди водителей. Сегодня ведь, не секрет, город не может похвастаться высокой дисциплинированностью автомобилистов. Без четкой позиции ГИБДД с этим никакая власть не справится. Каждый должен выполнять свои задачи. Решение проблемы пробок потребует времени, усилий не только очень многих городских и федеральных служб, но и самих жителей. Другого варианта просто не существует, потому что, если сейчас не принять мер, через 2–3 года город остановится совсем.
Уверен, что 2014 год для города Ставрополя станет переломным в части улучшения ситуации на дорогах. Как говорится, назад дороги нет!
Беседовала Елена Алексеева.