Андрей Кураев: «Пой о своем, не ругая чужого!»
Лариса Ракитянская В Ставропольском крае завершается подготовка к апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Сам курс стартует 1 апреля. Вот почему буквально накануне этого события наш край посетил автор учебного пособия для модуля «Основы православной культуры» профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.
График его встреч был довольно напряженным: во вторник он дал пресс-конференцию в медиа-центре ГТРК «Ставрополье», затем в краевой филармонии провел беседу с учителями общеобразовательных школ, а позже состоялась встреча с преподавателями и студентами Ставропольского государственного университета. Вчера Андрей Кураев встретился с учителями общеобразовательных школ в Пятигорске.
Миссия миссионера — методист
Протодиакона Андрея Кураева часто называют «главным миссионером» РПЦ — кто вполне серьезно, а кто — с некоторой долей осуждения и иронии. В Ставрополе автор учебника для учащихся 4-х классов для модуля «Основы православной культуры» выступил в роли талантливого методиста. Он рассказывал учителям, как надо и как нельзя разговаривать с десятилетними о предмете, и в лекции его прозвучали три темы: о самом эксперименте, о курсе «Основы православной культуры», и, как выразился сам А. Кураев, прошло «листание» страниц учебника с авторскими комментариями.
- Эксперимент будет длиться только два года, и, входя в него, надо понять, куда мы из него выйдем, - сказал протодиакон. - Здесь не должно быть иллюзий. Мы выйдем в общешкольное пространство. Если преподавание в 18 регионах в течение двух лет покажет, что серьезных конфликтов не возникает, в этом случае этот курс станет общешкольным. В какой именно форме - никто еще не может сказать. Будет ли это еженедельный урок во всех одиннадцати классах… А может, это будет по одной четверти каждый год… Мне же кажется, что для того, чтобы не прискучить детям, лучше обращаться к ним по временам. То есть дать три годичных курса: по одному году в начальной, средней, старшей школе (например, в 4, 7 и 10 классах). Так по спирали можно возвращаться к ребятам в разных их возрастах, на разных этапах их самопознания.
«Афоня» и его кредо
Андрей Кураев утверждает: эксперимент по духовно-нравственному воспитанию в школах «обречен на успех», а «противопоказание» ему может быть только одно: если выяснится, что он порождает «слезинку ребенка». И пояснил: «Единственный критерий, по которым будет оцениваться труд педагога, — бесконфликтность. Есть ли жалобы на вас — вот главное! Как говорил персонаж Леонида Куравлева из фильма «Афоня»: «Отсутствие жалоб со стороны населения — это лучшее вознаграждение за наш труд». То есть результат работы учителя будет оцениваться не по приросту прихожан в храме или в мечети, а только по этому критерию: вы проблемы создаете или можете их разрешить?
«Опередить скинхедов» - дело политическое
Говорил А. Кураев и о политическом, государственном значении эксперимента:
- Россия существует ровно до той минуты, пока христианские и мусульманские народы, составляющие нашу Федерацию, живут в мире. И поэтому для России жизненно важно взять под контроль потоки информации об исламе, которые идут к детям. Чтобы российские медресе, казанские и кавказские школы не стали филиалами Талибана, для этого необходимо государственное взаимодействие с ними. Так что, с точки зрения государственной власти, важнейшая цель эксперимента - «опередить скинхедов!». То есть чтобы ребятишки узнали, что люди делятся не только на мальчиков и девочек, что есть и другие идентичности, но это — не повод для драки!
Обращаясь к собравшимся в зале учителям, А. Кураев сказал:
– У вас будет масса претензий, и я очень жду вашей критики и советов. Учебник писался на коленке. С коллегами — авторами других учебников — мы работали в очень тесном контакте, используя «высшие достижения политического сыска»: каждый следит за каждым — то есть каждый автор каждого из шести учебников делился «заготовками» друг с другом...
А. Кураев подчеркнул: мы, авторы, пришли к согласию в подаче материала. А раз так, то мы очень попросим и учителей ни в дискуссиях в своем кругу, ни при общении с прессой, родителями, детьми не позволять себе речевого штампа – утверждения, будто этот эксперимент «разделяет детей по религиозному признаку». Это неправда. В нашем эксперименте дети расходятся по разным классам по критерию интереса к изучению той или иной религиозной культуры. А интерес к изучению – совсем не то же, что религиозная самоидентификация...
У вас каждый урок — открытый!
Поскольку лекция А. Кураева носила методический характер, автор учебника «Основы православной культуры» разобрал вместе со своей аудиторией возможные ошибки учителей:
- Первая ошибка – критиканство, - сказал А. Кураев. - Фундаментальное условие нашего эксперимента: «Пой о своем, не ругая чужого!». О своем говори с любовью, с пониманием. Но не ругай чужую святыню. Так что от православных педагогов в этом курсе потребуется максимальная выдержка. Или, говоря церковным языком: аскетизм. Православный педагог в этом эксперименте - это аскет, который очень тщательно контролирует даже модуляции своего голоса...
И, чтобы не «свалиться» в критиканство, А. Кураев призвал учителей представлять, что каждый их урок — открытый, и за последними партами всякий раз незримо присутствуют раввин, мулла и поп...
Второе ограничение - речь педагога должна быть инклюзивной, а не эксклюзивной, подчеркнул А. Кураев. Речь педагога не должна исключать, отторгать от себя никакого ребеночка. Педагог может позволить «мы» только в двух случаях. «Мы – люди» и «Мы – люди, граждане России».
Интонация педагога – интонация экскурсовода: «Православная Церковь полагает, что это место Евангелия имеет такой-то смысл…, такой-то обряд дорог православным потому…».
И третье табу - нельзя призывать детей к религиозной практике. Это требование идет вразрез с той аксиомой педагогики, которая считает, что знания должны превращаться в навык: раз ты что-то узнал, то немедленно преврати новые знания в действие. Но в нашем курсе знания о религии нельзя призывать превратить в религиозные действия:
– От вас ожидается грандиозная выдержка, потому что дети - гениальные провокаторы. Они задают непредсказуемые вопросы и потрясающе ставят в тупик, - сказал Андрей Кураев...
Учебники есть, и они бесплатные
Предваряя встречу, заместитель министра образования Ставропольского края Ирина Кувалдина сказала:
- Вам были представлены учебные пособия, которые будут сопровождать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Все они - яркие, красивые, доступные для того возраста, с которым мы с вами будем работать. Каждое учебное пособие сопровождается диском, который позволит вам иллюстрировать учебник: мультимедийный материал поможет вам. Каждая школа получит книги для всех учителей, учащихся и родителей; для учителей – и программу данного курса. Благодаря тому, что и Ставрополье находится в апробации данного курса, все эти пособия поступили для учащихся и учителей бесплатно. При этом все шесть модулей курса будут представлены в каждой общеобразовательной школе, то есть вы получите представление даже о тех модулях, которые по какой-то причине ваши ребята не выбрали...