Андрей Коробейников: «Я верю в силу музыки, которую играю...»
.Музыкальная осень Ставрополья - 2017
Ярким событием в концертной палитре фестиваля «Музыкальная осень Ставрополья» стало выступление на сцене Ставропольской государственной филармонии пианиста Андрея Коробейникова, имя которого широко известно во всём мире. Музыковед Татьяна Диева познакомила слушателей с маэстро и, как всегда, увлечённо рассказала о программе вечера. Надеюсь, читателям «Вечёрки» будет интересно узнать о молодом талантливом исполнителе, который впервые выступил в нашем городе.
Успех - значит, успеть...
В свои 30 с небольшим Андрей Коробейников успел очень много. Он - лауреат 20 всероссийских и международных конкурсов, имеет два высших образования - музыкальное и юридическое, концертировал в 50 странах мира с лучшими симфоническими оркестрами и выдающимися дирижёрами, свободно владеет языками - английским, итальянским и эсперанто... А как всё начиналось?
Андрея воспитывала мама, которая, имея физико-техническое образование, не могла найти работу по специальности и вынуждена была трудиться уборщицей в Доме культуры в подмосковном Долгопрудном. Жили они в маленькой каморке при ДК, где на сцене стояло пианино, магически притягивавшее малыша. На нём Андрей стал подбирать знакомые мелодии. Работники ДК мимоходом подсказывали ребёнку приёмы игры, и он подолгу с удовольствием импровизировал. Поступив в музыкальную школу, Андрей Коробейников с 7 лет участвовал в различных конкурсах. За победу в межрегиональном конкурсе пианистов телеканал REN-TV подарил вундеркинду двухкомнатную квартиру, и сын с мамой переехали наконец в нормальное жильё. В 12 лет Андрей стал обладателем первой премии на конкурсе в Италии, позже - в США, где после блестящей победы в конкурсе пианистов получил заманчивое предложение остаться в Америке со стипендией на обучение в 38 тысяч долларов в год. В общеобразовательной школе учился тоже отлично - за год проходил два класса. Педагоги поражались его феноменальной памяти и выдающимся способностям. В 11 лет, экстерном получив среднее музыкальное и общее образование, он решил поступать сразу в два вуза - Музыкально-педагогический университет имени М. Ипполитова-Иванова и Европейский университет права. Ректор Г.М. Шило был поражён харизмой подростка, желающего изучать юриспруденцию. На вопрос: «Зачем тебе изучение права, если душа отдана музыке?» - мальчик, словно предвидя сложности своей дальнейшей судьбы, ответил: «Чтобы защищать несправедливо обиженных». К сожалению, Андрей неоднократно был несправедливо обижен завистливыми и желчными людьми, которые не могли простить молодому музыканту его феноменальный природный дар и пережить сравнение таланта Андрея с великими пианистами - Святославом Рихтером и Эмилем Гилельсом. Но пусть это останется на их совести... Судьба дарила ему встречи и с замечательными людьми, которые принимали горячее участие в его жизни.
В 2001 году Андрей поступил в Московскую государственную консерваторию. На выпускном экзамене его игра была оценена на 5+. Обучение он продолжил в аспирантуре Королевского колледжа музыки в Лондоне, которую окончил с отличием.
Будучи студентом консерватории, пианист получил приглашение Хорватской академии наук и искусств дать благотворительный концерт в Загребе. Услышав гениальную игру юного музыканта, президент Международной академии наук Сан-Марино предложил принять его в академию. Так Андрей Коробейников стал самым молодым академиком в секторе искусств. График его гастролей по всему миру расписан заранее. В обширном репертуаре пианиста выдающиеся произведения - золотые страницы мировой музыкальной культуры, с которыми он познакомил гостей «Музыкальной осени Ставрополья».
«Для меня сцена - это алтарь!»
В первом отделении была исполнена Фантазия фа минор польского композитора Федерика Шопена, названная музыковедами «поэмой патриотической скорби». Андрею Коробейникову удалось передать всю сложную гамму переживаний композитора, отражённых в музыке. Это тоска по Родине и душевная боль за её судьбу. Зал филармонии заполнили волшебные звуки рояля STEINWAY, послушного рукам исполнителя.
Будучи на гастролях в Германии, Андрей посетил в Веймаре дом, в котором последние годы своей жизни жил великий венгерский композитор Ференц Лист, и буквально «заболел» желанием играть его произведения. Так в репертуаре появилась одночастная Соната си минор, посвящённая Ф. Листом немецкому композитору и пианисту Р. Шуману. Драматическое произведение, раскрывающее вечную загадку жизни - борьбу добра и зла. Тяжёлый рок шагает по судьбе человека, напоминая высказывание немецкого философа Фридриха Ницше - «Каждому - своё». На смену ему приходит мелодия просветлённой нежности, которая опять подавляется темой рока, символизируя чувство безысходности. Чем закончится борьба двух великих начал? Ответа нет... В звенящей тишине слушатели, в числе которых были профессиональные музыканты - преподаватели колледжа и школ искусств, внимали откровениям талантливого исполнителя, взрываясь бурными аплодисментами и возгласами «браво!» в знак благодарности.
Во втором отделении прозвучал Концерт №5 Людвига ван Бетховена, известный под названием «Император», являющийся таинственным шедевром и вершиной творчества композитора в этом жанре. Слушая игру Андрея Коробейникова, невольно вспомнила слова Бетховена, обращённые к юному Листу: «Нет ничего прекраснее, чем приносить людям радость и счастье». Именно эти чувства испытали в тот вечер гости аншлагового концерта.
Игру пианиста-виртуоза сопровождал симфонический оркестр Ставропольской государственной филармонии под руководством главного дирижёра Юрия Михайленко. Надо отметить, что оркестр выступил достойным соперником в соревновании с солистом (слово «концерт» в переводе с латинского - «состязание»). Доскональное изучение партитуры сложного произведения (Юрий Михайленко дирижировал наизусть), скрупулёзная предварительная работа с оркестром - факторы, давшие возможность оркестру, проведшему только одну репетицию с солистом, быть на высоте, заслужить краткий, но дорого стоящий отзыв А. Коробейникова: «Это был настоящий Бетховен!».
В первой части Концерта оркестр оттенял мощной энергетикой виртуозную героическую игру солиста. Вторая часть, наполненная светлой лирикой, напомнила о «Письме к Бессмертной возлюбленной», которое было найдено после смерти композитора в потайном ящике вместе с документами о наследстве, оно было датировано временем создания Концерта №5. Возможно, трепетные, полные светлой любви мелодии второй части Концерта навеяны образом загадочной возлюбленной, имя которой осталось тайной. На фоне мягкого интимного звучания оркестра царила лирика солирующего рояля, на смену которой пришла гордая, энергичная, с чётким пунктирным ритмом танцевальная тема финала.
Продолжительные аплодисменты слушателей в равной мере были адресованы блистательному пианисту Андрею Коробейникову, подарившему праздник фортепианной музыки, и симфоническому оркестру, проявившему себя в качестве чуткого аккомпанирующего ансамблиста с хорошим строем, благородным звуком и штриховой организацией, в чём проявилась заслуга первой скрипки оркестра Анжелики Туницкой.
Особые слова благодарности хочется сказать главному дирижёру оркестра Юрию Михайленко, который в очередной раз показал высокий уровень профессионализма, грамотность, умение проникнуть и раскрыть замысел композитора, требовательность к коллективу (но прежде всего к себе) - качества, которые он получил в лучшем музыкальном вузе России - Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.
Из короткого общения с уставшим солистом, бисировавшим после Концерта №5 ещё Рондо из Сонаты №17 Бетховена, запомнились слова, которые можно считать его жизненным кредо. На восторженные отзывы поклонников он скромно сказал: «Я верю в силу музыки, которую играю... А сцена для меня - алтарь!».
Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России.
Фото Александра ПЛОТНИКОВА.