Арам Мнацаканов: «Адская кухня» - это бой с неожиданным развитием событий»
От его взгляда пробирает дрожь. Если он не в духе или изучает тебя. Но даже когда Арам Мнацаканов, шеф-повар проекта «Адская кухня» на РЕН ТВ, смеется, его глаза все равно заставляют если уж не трепетать, то быть начеку. Он – главный судья на реалити-шоу, где 17 участников будут биться за звание лучшего и приз в три миллиона рублей. Проект только что стартовал, а на «кухне» уже кипят нешуточные страсти. То ли еще будет…
Арам Мнацаканов – опытный ресторатор и шеф-повар. Он знает все тонкости своего дела и по натуре перфекционист. Потому-то участникам он не будет давать спуску до последней минуты шоу.
- Арам, неужели вы действительно такой жесткий человек, как вас представляют?
- Как вам объяснить…
- Ну, вы что, бьете участников, угнетаете как-то? Вас боятся, говорят, как огня!
- Может, кто-то и боится… Но все мои решения справедливые, и пока никто с этим не спорит. Не истерит. Ну пока, во всяком случае. Поверьте, шеф-повар (то есть я) не все время беснуется, я и пошутить люблю (улыбается, но тут же хмурит брови). Главное, я не пытался копировать Рамзи, ведущего западного аналога «Адской кухни» или придумывать себе какой-то образ. Просто я не выношу, когда еду делают невкусной (морщится), недожаривают или еще что-то… И я не сдерживаю себя, чтобы сказать, например: «Вы бессовестные!». Поймите, на проекте каждый раз задается ситуация, как в армии. Задача боевая, ее нужно выполнять, времени очень мало. Сказать кому-то из поваров: «Не будете ли вы столь любезны добавить сметаны» или «Возьмите вон ту приправку» - в этой боевой обстановке не получится! Да и нельзя!
- Вы заставляете участников проходить какие-то особые испытания?
- Само участие в «Адской кухне» - испытание. Они все люди из разных городов. Многие привыкли жить и работать по определенному шаблону и ни с кем не соревноваться. На шоу им открывается совсем другой мир. Я заставляю их делать все на миллион баллов, а им это трудно… И плюс человеческий фактор. Там же две команды, мужская и женская. И уже видно с самого начала, что кто-то не понимает, что нужно будет бороться только за самого себя. А они бьются пока за команду. Им это аукнется, когда придется выбирать, кого убирать из команды… Могут разыграться такие шекспировские страсти!
- Какими умениями, качествами должен обладать участник, чтобы жюри, в которое входят и другие рестораторы, и критики, его оценили высокими баллами? И, напротив, за что снижали баллы?
- Лично для меня победитель шоу - это человек, который эволюционирует, который может прыгнуть выше головы. Например, был человек где-нибудь в маленьком городе поваром и готовил в основном рассольник. А потом вдруг этот человек на проекте начинает готовить скандинавскую кухню, красивую кухню. И вдруг в нем происходят изменения, он начинает понимать, что, опираясь на национальные продукты и применяя современные технологии, можно делать очень вкусную, красивую еду, которой можно гордиться. Я всегда оцениваю риск, новаторство. Если он из обычного творога сделает что-то необычное, а не сырники, то он – однозначный лидер. Шоу и я задаем участникам высокие стандарты отношения к профессии, еде, продуктам. Я объясняю им, что самое главное - это репутация.
- А кроме того, что это шоу меняет отношение к поварам, зрителям, что оно дает? Может, рецепты хорошие можно записывать? Кому будет интересна эта передача - домохозяйкам, спортсменам, рестораторам?
- Это шоу не про рецепты. Хотя можно, конечно, углядеть процесс готовки блюд. Вы знаете, я думаю, проект будет интересен вообще всем. Например, я не считаю себя каким-то эстетствующим субъектом, могу смотреть футбол под пиво или боевик. А вот реалити-шоу не смотрел никогда, для меня это была тоска. «Адская кухня» - первое реалити-шоу, которое стало мне интересно. Это не просто какое-то провождение времени - это некий бой, который часто очень неожиданно поворачивается. Так что эта программа больше про характер, про честность профессии, про путь к успеху, про силу духа, чем про то, как что-то правильно приготовить. Это про то, как стать лучшим! Приехать из какого-то далекого сибирского города и вдруг стать звездой, внутренне, понимаете?
- Почему именно вас выбрали главным? Вы прослыли в профессии «демоном»? И дома вы такой?
- Что вы такое говорите? Дома я хожу под кличкой «добрый Мао»! Продюсеры меня увидели на обложке моей книги, где я в поварском кителе со своими коллегами. Они увидели некий образ. Книга, кстати, является моей гордостью. Я люблю, когда ресторан имеет кулинарную книгу. Мне предварительно показали эту программу в западном формате и сказали, что вот – шеф, и он должен быть, как американский сержант в десантных войсках, жесткий деспот, но при этом очень справедливый. Я сразу сказал, что я не буду копировать Рамзи. Рамзи такой не только на экране, но и в реальности, он прошел очень непростую школу жизни в отличие от меня. Хотя у меня тоже путь был не из легких. Но в итоге и я стал жестким уже с первых съемочных часов, когда понял, что участники такое количество ляпов делают, и меня это начинает бесить. И я просто себя не сдерживал.
- Что, кроме действий на кухне, должны еще исполнять команды?
- У нас намечены два конкурса. За каждый конкурс будет либо поощрение, либо наказание. Например, выигравшая команда может поехать кататься на лошадях. Проигравшие, в свою очередь, поедут убирать конюшню, и все это тоже будет сниматься. Будут выезды в рестораны, еще куда-то… Но всего я вам не скажу!
Подготовил В. Андреев по материалам пресс-службы телеканала РЕН ТВ