Архивные документы рассказывают, как ставропольцы приближали Победу
Ольга МетёлкинаВ марте 2020 года Президент РФ В. Путин подписал Указ «О почетном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». Согласно документу это звание может быть присвоено городу России, «жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность».
Чтобы объективно оценить вклад в Победу каждого населенного пункта, необходимо обратиться к документальным источникам. Сориентироваться в огромном объеме документов, которые способны пролить свет на факты и события прошлого, лучше других могут специалисты архивной службы. О том, как ставропольцы приближали Победу в Великой Отечественной войне, мы попросили рассказать заведующую отделом государственного архива новейшей истории Ставропольского края Татьяну Николаевну Колпикову.
– В годы Великой Отечественной войны из Ворошиловска (так с 1935 по январь 1943 года назывался Ставрополь) на фронт были отправлены сформированные в крае 343-я стрелковая дивизия, 70-я кавалерийская дивизия, 16-й добровольческий кавалерийский полк, – рассказала Т. Н. Колпикова. – Наш город поставлял в действующую армию оружие, боеприпасы, снаряжение и продовольствие.
Для тех, кто не мог взять в руки оружие и остался трудиться в тылу, законом жизни стал призыв: «Все для фронта, все для победы!». Предприятия Ставрополя перешли на выпуск военной продукции.
Буквально с первых дней войны началось производство различных видов снаряжения для армии, минометов, пулеметов, автоматического стрелкового оружия и боеприпасов к нему. Усилилась массовая подготовка рабочих кадров из числа молодежи и женщин, заменивших ушедших на фронт мужчин.
– Татьяна Николаевна, крупнейшим предприятием в Ставрополе, которое с первых дней войны переориентировалось на производство военной продукции, стал завод «Красный металлист». Как его деятельность отражена в архивных документах того времени?
– Сохранилась докладная
записка крайкома ВКП(б) от 3 сентября 1941 года. В ней, в частности, говорится: «В августе завод «Красный металлист» выпустил 30 тысяч мин для минометов, в сентябре 60 тысяч мин, а на
III квартал наркоматом общего машиностроения установлен мобилизационный план на 75 тысяч мин».
Из документа следует, что для выполнения задания заводу недоставало 40 металлорежущих станков. Было принято решение изъять необходимое оборудование у других предприятий, где оно использовалось на второстепенных работах, и передать его «Красному металлисту». Для бесперебойного снабжения завода электроэнергией подвели новую силовую линию и подключили резервный трансформатор.
Коллектив «Красного металлиста» только в течение октября 1941 года справился с объемом работ, который равнялся годовому плану 1938 года!
Молодые рабочие «Красного металлиста» первыми поддержали призыв комсомольцев города Горького «Работать за себя и товарищей, ушедших на фронт». На заводе появились фронтовые бригады. Развернулось движение «двухсотников», тех, кто выдавал 200% плана, тех, кто называл себя «Действующей армией тыла».
– Как пережил завод оккупацию края немецко-фашистскими войсками?
– Следует сказать, что оккупанты нанесли значительный урон городу, и, прежде чем завод смог выпускать продукцию для фронта, необходимы были восстановительные работы. Вот о чем писал секретарь Ставропольского крайкома партии М.А. Суслов в докладной записке в ЦК ВКП(б): «В Ставрополе сожжены два театра, здания зоотехнического и педагогического институтов вместе с оборудованием и лабораториями. Взорваны и выведены из строя основные промышленные предприятия: «Красный металлист», кожевенный и мясоконсервный комбинаты. Со всех предприятий, как правило, вывезены станки, оборудование и сырьё».
Но уже в апреле 1943 года завод «Красный металлист» возобновил выпуск продукции. «Немало потребовалось сил, чтобы возродить порушенное врагом, – читаем мы в номере газеты «Ставропольская правда» за 2 ноября 1945 года. – По-военному трудился на восстановлении своего завода коллектив «Красного металлиста». Особенно выделялись успехами слесари В.П. Конюхов, П.М. Бездетный, П.М. Степин, рабочие А.Д. Иванов, Г.И. Трофимов, кузнец Соломатин. Отлично работали токарь Н.М. Грижевной, Р. Апалькова и юная штамповщица кузнечно-прессового цеха Юлия Усачева. Заводскому коллективу не раз присуждалось переходящее Красное знамя крайкома ВКП(б) и крайисполкома. Руководители завода А.П. Дроздков, Г.А. Ковальчук, П.К. Карпова, кадровые рабочие М.Г. Михеев, Х.И. Денеко были отмечены правительственными наградами. За годы войны орденами и медалями награждено более 1000 рабочих, инженеров и служащих завода».
– Отступая, фашисты оставили в городе большие разрушения, об этом свидетельствуют архивные источники. Из документов также известно, как активно жители Ставрополя с первых дней после освобождения своим самоотверженным трудом стали поднимать город из руин.
– Усилия наших земляков были направлены на возрождение заводов, железнодорожного транспорта, на включение их в работу на нужды фронта. Были восстановлены радиоузел, телефонная станция, телеграф, типография, обувная фабрика, гормолзавод, артели промысловой кооперации. «В ночь на 31 октября 1943 года пущена в эксплуатацию Ставропольская АТС, восстановленная целиком из разрушенного оборудования, – это первая в Советском Союзе автоматическая станция, восстановленная и пущенная в эксплуатацию с начала Великой Отечественной войны», – говорится в письме коллектива Ставропольской АТС.
– А что для нужд фронта выпускала наша местная промышленность?
– 22 декабря 1941 года было принято решение обязать крайместпром организовать при Ворошиловском горместпромкомбинате изготовление ножен и ручек для клинков кубанского образца. Для обеспечения работы обувных фабрик по пошиву армейской обуви и кавалерийских седел Ворошиловский кожевенный завод перешел на выработку жесткой кожи и юфти.
Важные фронтовые заказы успешно выполняли рабочие мясокомбината, мелькомбината, кожевенного завода, швейной фабрики и артелей. Швейная фабрика изготавливала для бойцов шинели, телогрейки, полушубки. Одежду для бойцов Красной Армии изготавливали артели «Заря» и «Передовик».
– Из воспоминаний земляков, переживших Великую Отечественную войну, мы знаем о том, что не только советская промышленность работала под девизом: «Всё для фронта! Всё для Победы!», но и большинство мирных граждан помогали действующей армии. Как жители Ставрополя поддерживали бойцов?
– Была велика потребность фронта в теплых вещах. Руководство Ставрополя обратилось ко всем горожанам, прежде всего женщинам, с призывом создать фонд помощи фронту. На местах были организованы пункты приема вещей. В 1944 году власти рапортовали о том, что с начала войны ставропольцы собрали и передали бойцам Красной Армии 2000 пар валенок, 1351 пару теплых шерстяных носков, 1970 пар шерстяных варежек, 130 полушубков и другие необходимые вещи.
На фронт отправляли и продуктовые посылки: сало, картофель, лук, сухофрукты, булочки, печенье. Посылали также табак, кисеты, носовые платки, бумагу, карандаши, зубной порошок, спички… Из личных сбережений ставропольцы внесли в фонд обороны и приобрели облигаций военного займа на 513 700 тысяч рублей. Так, за один только вечер 4 мая 1944 года трудящиеся Ставрополя подписались на 9445 тысяч рублей. «Рабочий хлебокомбината Диденко – отец пяти сыновей-фронтовиков подписался на 2-месячный заработок – 1600 рублей и при подписке внес наличными 1000 рублей», – читаем в одном из документов.На собранные нашими земляками средства были построены танковая колонна «Ставропольский колхозник», бронепоезд «Комсомолец Ставрополья» и звено «Пионер Ставрополья».
Так в заботах и трудах, лишениях и невзгодах ковалась Победа не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и в тылу. Свой неоценимый трудовой вклад в Победу внесли и жители города Ставрополя.
О чем писали местные газеты в июне 1941 года
«На митинге коллектива завода «Красный металлист» выступил секретарь парторганизации завода тов. Воронин: «Наши цехи станут боевыми дружинами, а завод неприступным для врага», – сообщил 23 июня «Молодой ленинец».
На митинге в Ворошиловском мединституте был зачитан список девушек, пожелавших идти на фронт: Сурипа, Исаева, Богдасарова, Бугайская, Долгова и многие другие.
В газетах появляется новая стилистика в заголовках – «Каждый килограмм зерна – выстрел по врагу», «Работа на поле – тоже фронт». Корреспонденты пишут о том, что студенты Ворошиловского пединститута и колхозного сельскохозяйственного техникума решили ехать на уборку хлеба. «Все как один пойдем на поля, и каждый собранный колос – это пуля против гитлеровских банд», – говорит студентка-отличница техникума тов. Подшивайлова.
К студентам присоединились школьники. 27 июня 1941 года в «Молодом ленинце» выходит публикация «Школьники Ворошиловска едут на уборку урожая». «Десятиклассницы СШ № 1 Горина, Шталенберг, Днепрова и Савельева 16 июня сдали последний экзамен и простились со школой, – пишет корреспондент. – Подруги явились на школьное собрание и записались в бригаду на уборку урожая. 74 человека из СШ № 1 поедут на совхозные поля». К ним присоединились 65 старшеклассников 4-й средней школы и 54 учащихся
СШ № 6, изъявившие желание «ехать на уборку сталинского урожая». Всего за три дня добровольцами трудового фронта стали 1500 студентов и 500 школьников Ворошиловска. В дальнейшем их численность значительно увеличилась. Позже крайком ВКП(б) принял решение «о привлечении учащихся 7 – 10-х классов неполных средних, средних школ и техникумов к сельскохозяйственным работам». Их организованно направляли в первую очередь в совхозы, подсобные хозяйства предприятий, а также в колхозы, нуждающиеся в рабочей силе.
(Снимки предоставлены Государственным архивом
новейшей истории
Ставропольского края.)