«Автоприцепы» заработали по-новому

Андрей Цындрин

«Автоприцепы» заработали по-новому

После нескольких лет упадка и откровенного выживания Ставропольский завод автоприцепов понемногу оправляется от кризиса. На предприятии заговорили о «бережливом производстве» и диверсификации. Но получится ли у новой администрации возродить былую мощь ставропольской «дочери» КамАЗа, ведь для сомнений есть весьма объективные причины: производственные мощности изношены, завод испытывает острую нехватку высококвалифицированных кадров.

В общем, о том, как сейчас живет предприятие, с какими проблемами сталкивается и о планах на будущее мы узнали, побеседовав с его генеральным директором Валерием Ереминым.

Говорить о возрождении былых времен, когда завод выпускал сорок тысяч прицепов в год, сейчас не приходится. Да и делать ставку на такие объемы сегодняшнее руководство предприятия не намерено. Главной задачей ставленника КамАЗа в Ставрополе остается сохранение предприятия в рабочем состоянии.

— Печься о нас никто не будет, — говорит Валерий Евгеньевич, — надежда на госзаказы и сокращение персонала в погоне за показателями идет вразрез с современной политикой КамАЗа. Кредиты мы не берем.

Личность самого нового директора ставропольского завода, как и задачи, поставленные перед ним коллегами из Татарстана, не случайны. До своего переезда в Ставрополь Еремин был консультантом по развитию производственной системы ОАО «КамАЗ».

Напомним, что из 150 дочерних предприятий КамАЗа решение о сохранении и развитии было принято в пользу трех: Туймазинского завода автобетоновозов, Нефтекамского по производству автобусов и Ставропольского завода автоприцепов. Именно по причине того, что на них есть солидная, хоть и устаревшая, техническая база.

— До нашего прихода о существовании термина «бережливое производство», когда спасение, а затем и развитие осуществляется без привлечения инвестиций, на заводе не знали, — признается директор.

В первую очередь поменялись принципы и взгляды на производственный процесс. В этом начинаешь убеждаться, когда попадаешь в заводские цеха. Старые советские лозунги типа «Труд есть созидание» сменились и зазвучали с коммерческим оттенком — «Перепроизводство является главной потерей, которая ведет к остальным видам потерь». У каждого рабочего есть соответствующие памятки. На заводе появилась производственная программа – концепция, по которой и выстраивается маркетинговая политика.

Иными словами, завод будет выпускать именно те объемы, которые необходимы заказчику.

В прошлый раз, когда мы писали об «автоприцепах», ситуация на заводе складывалась не лучшим образом. В своем интервью прежний директор завода Евгений Письменный жаловался на отсутствие госзаказов, непомерные энерготарифы и текучку кадров.

Сейчас на завод вновь стали возвращаться попавшие под сокращение во время кризиса высококвалифицированные рабочие. С апреля этого года к станкам вернулись больше ста человек. Завод перешел к графику полной рабочей недели.

Пожалуй, нехватка кадров сейчас является самой большой проблемой для «автоприцепов».

— Не хватает не только опытных токарей, фрезеровщиков, сварщиков, нет специалистов среднего звена – инженеров, конструкторов. А если учитывать то, что в Ставрополе только один факультет машиностроения, и то выпускающий специалистов смежной направленности, — подчеркивает Еремин, — то понятно, почему мы находимся в затруднительном положении. Благо, сейчас вспомнили про старый, проверенный опыт ученических бригад. У предприятия уже есть договоренности с Пятигорским технологическим институтом, университетом в Барнауле. Будем готовить смену.

Вообще решение о сохранении завода в Ставрополе непонятно по нескольким причинам. Одной из них является то, что наш город имеет, мягко сказать, неудачное расположение с транспортной точки зрения. Сказывается удаленность от крупных узловых магистралей, несовершенство железнодорожного сообщения.

На это у гендиректора нашелся вполне очевидный ответ.

— В настоящее время транспортные расходы не так важны. Все зависит от успешной работы маркетинговой службы и наших дистрибьютеров в регионах. Тем более мы сохранили свою автоколонну, которая доставляет продукцию в любую точку страны. А вообще, ориентироваться на поставку своих прицепов на дальние расстояния мы не намерены. Сейчас основными нашими заказчиками являются регионы СКФО.

Приоритетом в работе завода останется производство основной продукции, — уверяет директор. – К настоящему времени на заводе есть наброски бизнес-плана, в соответствии с которым к 2015 году на предприятии будет собираться 6 - 6,5 тысячи прицепов в год. В планах на 2011-й выйти на показатель 1 миллиард рублей по объему основной продукции.

В условиях, когда станки самортизированы на 80 - 90%, а оборотные средства отсутствуют, единственный выход из ситуации новый гендиректор видит в диверсификации производства, когда какая-то часть прибыли будет поступать за счет перепрофилирования и использования производственных мощностей в других целях. Иными словами — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.

Уже сейчас на заводе действует сервисное обслуживание прицепной техники. Через некоторое время начнется отверточная сборка иностранной продукции. Совместно с австрийской компанией «Палфингер» на базе камазовских прицепов планируют собирать краны-манипуляторы.

— Помимо прочего есть предварительная договоренность с администрацией Ставрополя о сборке в наших цехах металлоконструкций, применяемых в строительстве. Необходимая технологическая база для этого есть. Сейчас мы закупили оборудование и набрали бригаду для производства пластиковых окон. В первую очередь для своих нужд. Помещения нужно как-то утеплять. Параллельно будем строить газовую электростанцию для обеспечения завода энергией и немного будем отдавать городу, — рассказывает Еремин.

При этом огромные заводские площади все равно не будут использованы на все сто процентов. Поэтому пустующие цеха новое руководство «автоприцепов» намерено отдать под создание технопарка, в котором будут объединены научно-исследовательские центры, выставочные площадки и прочее. Цель такой конгломерации - сконцентрировать на единой территории специалистов общего профиля деятельности.

За то время, пока ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» находилось на грани выживания, рыночную нишу по реализации прицепной техники успели перехватить другие предприятия. К примеру, компания «ТОНАР» сейчас выпускает полуприцепы, очень похожие на те, что разрабатывались на КамАЗе.

По словам Еремина, при таких условиях вновь отвоевать рынок будет сложно.

К слову, производственными программами, о которых новый гендиректор Ставропольского завода автоприцепов упоминал, уже давно пользуются во всем мире.

Смысл заключается в том, чтобы разработать и внедрить принципиально новую технологическую цепочку, улучшить производительность труда, развить службу маркетинга. Только тогда можно рассчитывать на полноценную отдачу. Концепция эта зародилась в Америке, сейчас главной корпорацией, проповедующей эту философию, является японская «Тойота». Не так давно модное веяние дошло и до России. Из ставропольских предприятий подобными разработками пользуется разве что завод «Монокристалл». Теперь взвешенная, продуманная политика появилась и на «автоприцепах». Остается надеяться, что чаяния нового руководства ставропольской дочери КамАЗа возымеют успех.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление