Ай-нэ-нэ, скрипки, деньги и прочее: цыганская свадьба
Наталья БуняеваВ те времена цыгане еще кочевали...
Как-то мне повезло. С самого моего детства у бабушки за садом стоял табор. Цыгане менялись, брички-кибитки уезжали, на их место приезжали новые, и мы, малышня, бегали посмотреть, кто приехал в этот раз. В те времена цыгане еще кочевали, хоть и издал Хрущев указ о поселениях на одном месте. Детей они не воровали. Только один раз, вроде, слух был, что мальчика увели... Но то ли правда, то ли нет... Ну-ка, полсотни лет минуло. Но я вообще о другом.
Редко смотрю шоу «с говорильней, поисками отцов и детей и установлением отцовства-материнства». Я об известной передаче Андрея Малахова «Пусть говорят». А тут увлеклась сюжетом: юный Зобар женился на красавице с вот такими глазищами Билане. Судя по всему, семья несостоятельная, и парню пришлось украсть девушку. Что он и сделал. И все бы хорошо, совет да любовь, но только теперь Билане светит немалый срок за совращение несовершеннолетнего парня: Зобару всего 12 лет. Хотя посмотришь, да и не 12... А под 20 точно. Крики, шум, кто-то кричит про законы государства, кто-то про цыганские законы... И, главное, все правы, ибо цыгане, пожалуй, единственный народ на Земле, живущий в государстве и как бы вне его.
В девятом веке вышли они из Индии, где были презираемой кастой, и пошли, куда глаза глядят. И было их много. Сами говорят: нас Бог любит, и сами вроде и правы. Существует цыганская легенда, что, когда распинали Христа, один цыган спрятал гвоздь в курчавых волосах. За это Бог отблагодарил всех. Может, и правда? Говорят даже, к цыганам никакая зараза не липнет. Они не болеют НИЧЕМ! Сейчас-то, когда жить им стало проще и удобнее, может и цепляется какая зараза – издержки цивилизации, но в общем и целом ничего не изменилось: если любой другой будет грипповать неделю, цыган справится с напастью за пару дней.
Самые важные «напасти» у цыган – рождение, свадьба, похороны.
Сегодня поговорим о свадьбах. Они разные. У бедных – бедные, или, скажем, не очень богатые. У богатых – понятно какие. Существует даже утверждение, что все золото мира в руках у цыган.
Итак: родители договорились – наши дети женятся. Возраст неважен. Невеста может быть старше, жених – ребенок. Ничего, подрастет... Главное, семьи объединили свои экономические интересы. Детям объявили, они даже пикнуть не могут: так решено, честь и слово отца превыше всего. Никаких отговорок.
Дальше – выкуп. Вот как раз про золото. Итак, вокруг небольшого стола собираются одни мужчины, в том числе и отцы. Семье невесты они обязаны выплатить выкуп: ее семья лишается работницы, а это нужно компенсировать. На столе только водка и немного закуски. Слово берет старший из рода жениха. Сказав приветственные слова, он начинает раскладывать золото: часы золотые, 130 граммов, браслет золотой 150 граммов, монеты, цепочки, все, что есть, примерно килограмм. Моя подруга за невестку «платила» трехлитровой банкой золота. Все рассматривали очень придирчиво. Теперь у нее трое внуков, и как насобирать три банки – вопрос вопросов. Итак: золото отдали! Потом деньги: обычно доллары, тысяч пять. Тут – у кого сколько. Как только ударили по рукам, на стол водружается шест, украшенный розовым платком, а выкуп отдают матери. Семья невесты организовывает почти все, что нужно. Главное – богатый стол, на котором все выкладывается целиком: куры, молочные поросята и всякие другие павлины. Начинается подготовка к свадьбе. Невесту одевает свекровь с родственницами, и попробуй хоть слово скажи! Какое платье купит, в том и пойдешь! Стол накрывает семья невесты. Закусок миллион, но и бутылок тоже немерено, хотя пьют цыгане мало.
Гости – только цыгане. Они встречаются еще за три дня до свадьбы: познакомиться. Накрывают столы, танцуют... Чаще всего это хороводы, национальные танцы. Подарки на свадьбу не несут: только цветы. Но за каждую выпитую рюмку полагается платить, и иногда цена достигает и тысячи долларов. Ну, принято у них расплачиваться зелеными деньгами! В зал входят жених и невеста. Становятся на расстеленный рушник и их головы накрывают или красивым платком или красивой шубой: у кого что есть. Над головой возносят круглый хлеб. И каждый гость передает этот хлеб другому, наклоняется над молодыми, застывшими в поклоне, желает паре жить до старости, родить много детей, в общем, счастья. И каждый раз молодые становятся на колени в знак благодарности. Потом (представляю, как колени болят) идут за стол, украшенный самыми красивыми цветами.
Жених с невестой сидят молча: во-первых, для них это первый день знакомства. Во-вторых – еще наговорятся. У цыган не приняты разводы. А в-третьих, оба переживают: впереди брачная ночь. Это для всех остальных – время отоспаться от хлопот. А тут – совсем другое. Где-то часов в девять молодые идут в спальню. Их сопровождают три-четыре матроны с обеих сторон. А вот дальше... Для невесты наступает чистая мука, ибо не жених ее утешит в первые минуты, а как раз те самые женщины, свашки. Они и проверят ее невинность, и если все как надо, кровь – вот она, рубашку или юбку или что там еще использовалось, укладывают под радостные крики на специальный поднос, украшают цветами и красными лентами, и выносят на всеобщее обозрение. Свадьба, уже было приунывшая в ожидании самого главного, ликует! Все стараются дотронуться до подноса, каждая ленточка продается, особенно стараются молодые девушки: именно на свадьбах, чаще всего, их отцы присматривают им мужей. И их честь – честь и для боготворимого отца и любимой матери! Мне удалось побывать в Сороках, негласной столице цыган в Молдавии: видели бы вы, как волнуется отец невесты, сам цыганский король Артур Черарь.
На нашей свадьбе многие надели свадебные платья старших сестер, чтобы выгоднее выделиться: именно на свадьбах отцы примечают будущих невест своим сыновьям.
Свадьба вновь танцует, поет, ликует! Невеста выходит в красном платье, фату сменяет прическа с красным цветком или красный платок. Все. Теперь она женщина, будущая мать огромного семейства, хозяйка в доме.
Ну вот так, примерно. С маленькими вариациями: цыгане переняли традицию делать красивые фото или фильмы, автомобили, музыку. Случается, влюбляются «не в тех», убегают, да уже и разводятся, и даже в ЗАГС ходят. И все меньше их идет под венец детьми. Многие поняли, что жизнь трудна, и надо учиться. Неграмотных очень мало. Ну как бы объяснить: моя подруга Светлана обожает философскую литературу и даже переписывается с французским философом. Думаю, что и язык знает. И муж ее, Павел, тоже весьма продвинутый папа: все дети работают. И родня тоже, неподалеку.
Вернемся на свадьбу: там все по-прежнему – все осыпается деньгами, от самой маленькой свадебной танцовщицы до всех скрипачей. Это на счастье. Официальная регистрация проводится, но редко: сам факт свадьбы говорит о нерушимом союзе.
А то, что нам показали в передаче, с которой начался этот рассказ. Ну там и правда, очень уж прослеживается нарушение уголовного кодекса. Моя цыганская подруга уверена, что «заложили» их соседи, а так все прошло бы шито-крыто: из табора ничего не выносится. Тут и наши, местные, цыгане не понимают: времена такие, что непонятно, кто кого кормить будет в новой семье? Обсуждалось все это действо очень широко. Кормить их будет накладно... И Билана в отличие от Зобара неграмотная совсем, что и до сих пор не редкость у цыган. Ну, может, будет попрошайничать, если удастся статьи избежать. В общем, пусть разбираются.