«Банк приколов» — в действии
Проходя на днях мимо торговых рядов на Верхнем рынке, где продавцы предлагают всякую всячину, я увидел толпящихся около одного из прилавков людей. Подчинившись сработавшему инстинкту «что дают?», я через головы покупателей взглянул на товар, продавали… деньги!
Молодой человек бойко расхваливал свой товар: десяти-, пятьдесяти- и сторублевки, купюры достоинством по 500 и 1000 рублей. И всего-то за какие-то 5 рублей штука! Я и раньше видел в газетных киосках цветные бумажки типа «штука бабок», на которые купился не один человек, особенно глубокого пенсионного возраста. Но такое массовое изобилие «денежных» знаков мне видеть пришлось впервые. На вопрос, что с ними делать, продавец показал надпись «Билет Банка приколов», мол, можно прикалываться, а можно невесту во время свадьбы выкупать, гостей обсыпать купюрами, да мало ли что…
Вот именно. Мало ли что можно сделать с цветным прямоугольником бумаги, которая как две капли воды похожа на настоящие денежные знаки. И мошенники знают об этом и используют эти «деньги» не для приколов, а для самого настоящего обмана людей. Ведь что написано на дензнаке, никто не читает. И если 500- и тысячные знаки в магазинах, особенно крупных, проверяют, то на 10-, 50-, 100-рублевки никто и внимания не обращает. А в мелких торговых точках, на рынке, на улицах, где торгуют всякой мелочью пожилые люди, и на крупные тоже. Максимум, на что решаются торговцы, это потереть купюру пальцами — не полиняет ли?
Чтобы утвердиться в своих опасениях, заручившись согласием руководства редакции, автор со «100-рублевой» купюрой (на снимке) отправился за покупками. Сначала заглянул на рынок, на подходе к которому и торгуют злополучными дензнаками.
Первой «жертвой» эксперимента стала бабушка, продававшая домашние куриные яйца. Купив на всю сумму товар, расплатившись бумажкой, стоившей мне 5 рублей, и дождавшись, когда отошел очередной покупатель, я попросил женщину вернуть мои деньги. Она отдала мне настоящие! Когда я объяснил, в чем дело, пожилая женщина даже не удивилась, тяжело вздохнув, сказала: «Нас столько обманывали и обманывают, что уже и не знаешь, откуда ждать напасти. А как на вас подумать, что жулик — на вид приличный, внушающий доверие молодой человек. Спасибо вам, что не воспользовались моим невниманием».
Вот так. Выступил в роли мошенника и еще благодарность получил. Хотя благодарить должен был я — за «молодого человека».
А ведь народу давно уже надо понять, что жулики почти всегда на вид эдакие обаяшки, без мыла проскальзывающие в любые щели и внушающие большое доверие, особенно людям старшего поколения, воспитанного верить людям.
Чтобы не утомлять читателя развитием событий, скажу, что на рынке, кроме уже названных яиц, автор приобрёл: два килограмма яблок, два килограмма огурцов, столько же помидоров. И со всеми расплачивался злополучной бумажкой в сто дублей, как начертано на одной из ее сторон. Благо, что все покупки были у меня в списке товара, необходимого для дома, и я после нравоучительной беседы с продавцом оплачивал покупку настоящими деньгами. Что поразило меня больше всего - люди даже не возмущались. Только один продавец яблок удивленно воскликнул: «Вай!». И всё. Может, права бабушка, торгующая куриным добром: люди привыкли к обману!
Продолжая покупки в небольших торговых точках, я натолкнулся на точно такую же картину — никто не всматривался в столь незначительную купюру, как 100 рублей, не говоря уже о 50- и 10-рублёвых «фантиках».
Признаюсь, в супер- и гипермаркеты я не пошел. И не из-за боязни, что меня изобличат, скорее, наоборот. Просто с меня хватило и предыдущего. Ведь прохиндеи тоже вряд ли пойдут в крупные торговые заведения. Они действуют осмотрительно и в основном, как это ни прискорбно, обманывают доверчивых, плохо уже видящих пожилых людей. И легкомысленных молоденьких продавщиц в мелкой розничной торговой сети. Скажу просто, что в течение эксперимента мне удалось приобрести товар почти в десятке торговых точек рынка, магазинах, у уличных продавцов и на овощных базарчиках. И нигде никто даже не усомнился, что я расплачиваюсь за покупку цветной картинкой, сходной с денежной купюрой. Мало того, никто нигде не возмутился, особенно не удивился, а некоторые продавцы даже благодарили меня, когда я потом расплачивался настоящими деньгами. Беспечный мы народ. И доверчивый. Дальше некуда!
Григорий Орлов.
P.S. Когда материал был готов к печати, в редакцию позвонила женщина, торгующая ширпотребом на одной из улиц города. За пачку сигарет ей заплатили «прикольной» пятидесятирублевкой.