Беглые туристы из Славянска?
Сергей Гриднев2 июня в село Сенгилеевское Ставропольского края прибыли полулегально вывезенные из Славянска пятеро детей и шестеро взрослых, которые тут же устроили скандал, не найдя в предоставленных казармах ни пляжа, ни отдельных комнат. Кто же это такие – беженцы или туристы?
Увидев казармы, попытались уехать
– Они приехали, сказали, что они в шоке, потом убежали, хотели уехать самостоятельно. Я им предложила – может, хоть детей покормите, они: нет, сами всё. Мы опросили двух девчонок, они говорят: «Нам объяснили, что у вас здесь пляж, отдельные комнаты, новая мебель, поэтому мы поехали», – рассказывает Мария.
Она, как и многие другие жители Сенгилеевского, несколько дней подряд приводила в порядок казармы учебного корпуса клуба «Русские витязи». Жители скинулись на еду, наладили поставки продуктов, подготовили постельное бельё.
– Нам объясняли, что они беженцы, что их обстреливают, их надо спасать, что очередь уже 300 человек, наверное, даже и больше. И мы, конечно, хотели помочь им, дать хоть какую-то крышу над головой, хотя бы чтобы пули не свистели, накормили бы их. А они нам сказали: мы не беженцы, – поясняет девушка.
На встречу «беженцев» собрались все волонтёры, приехали даже некоторые краевые депутаты – многие подумали, что это они пригласили украинцев сюда. Было много нарядных людей…
– А я выхожу и говорю им всем: всё, уехали, не понравилось им, – со смесью возмущения и обиды в голосе делится Мария.
Действительно, обидно: говорят, готовить казарму помогал, не жалея сил, даже наполовину парализованный старик. Некоторые женщины плакали, когда увидели такую реакцию.
Дальше в дело вмешалась глава местной администрации Валентина Павловна Стаценко. Она собрала «беженцев» и связалась с краевыми властями. На место выехал заместитель министра образования (кто и почему именно этого ведомства – не уточняется), который временно разместил украинцев в коррекционной школе, где они провели ночь.
Наутро в дело уже вмешалась вице-премьер краевого правительства Ирина Кувалдина. Краевые власти договорились с санаторием «Пятигорский Нарзан», и она отвезла беженцев туда. Руководство санатория предоставило им бесплатные путёвки – сначала на 21 день, затем они будут продлеваться, пока не выйдет срок 90-дневного пребывания на территории России.
Я весь день извинялась
Кристина – московский волонтёр, она занимается координацией транспортировки людей из Славянска. Это ей в своё время позвонила Мария и предложила посильную помощь. Она рассказала, что эвакуация мирных жителей из Славянска проводится вместе с находящимся там депутатом Верховной Рады от коммунистической партии Анатолием Хмелевым. Он составляет списки тех, кто хочет покинуть осаждённый город, и передаёт их Кристине, которая ищет неравнодушных людей, готовых оплатить транспорт, забрать и разместить беженцев.
– Работа была налажена, и люди понимали, что их размещают, куда могут, просто своими силами. Если у кого-то есть желание разместиться более комфортно – это уже не беженцы, потому что, когда человек хватает чемодан и убегает с поля боя в соседнюю страну, как его называть, туристом? Нет. Грубо говоря, не время качать какие-то права, – объясняет Кристина.
Но что-то пошло не так: в эту работу вмешалась некая Елена Коровкина – член правительства Донецкой народной республики:
– Я эту группу обвинять не хочу, потому что вмешалась товарищ Елена Коровкина. Она министр ДНР по социальной политике и, по-моему, труду – так её должность называется. Она появилась, влезла – это впервые, когда она вообще вмешалась в передвижения людей. Из-за неё задержалась отправка на 6 часов. Тут получился такой просто дурдом на самом деле. Эта Елена поехала с ними и всю дорогу им «пела», что их привезут в санаторий. Кто ей это сказал, откуда она это взяла – вопрос остался без ответа. Понимаете?
Весь следующий день Кристина только и делала, что извинялась перед всеми. Но толку? Самое страшное, говорит она, – это не та неудобная ситуация, которая произошла, а то, что из-за этого у полусотни человек опустились руки как-то помогать. А разбрасываться людьми нельзя.
– Я ей всю дорогу объясняла, что это не санаторий, две маршрутки, что под её попечением, едут в Ставрополь. Там лагерь военно-патриотического воспитания, чистый, люди его от всего сердца готовили, мне весь день звонят: может, там какое-то спецлечение, может, кому-то спецпитание, они же не знают, кто едет. В итоге с этой дамой сотрудничать никто не хочет, ни один куратор, ни один волонтёр. Скандал она начала устраивать ещё на КПП, мол, «люди устали, никуда мы не поедем». Она увидела море и решила, что это тот санаторий, о котором она говорила. А тут на следующий день их привезли, и началось просто маски-шоу. Что лезла, зачем лезла…
Это была какая-то путаница
В «Пятигорском Нарзане» нет пляжа. Зато есть бассейн с подогревом воды, несколько залов-ресторанов и четыре этажа процедурных кабинетов. Это не считая бесплатного размещения на три месяца, няни для детей и пристального внимания властей, прессы и всего персонала.
– Мы всегда этим занимались: социальные путёвки, путёвки для родственников погибших на службе военных и полицейских. Мы продолжаем лечение 30 пострадавших от взрыва в Волгограде, они к нам постепенно поступают, когда их хоть немного на ноги ставят, – рассказала генеральный директор санатория Татьяна Чумакова. По её словам, никто без благодарностей не уезжал. Потерь предприятие тоже не боится: подумаешь, ложку каши недоедим.
В отличие от волгоградцев, которые ещё даже не все приехали, потому что не всем можно покидать больницу, гостей из Славянска лечить ни от чего телесного не надо. Тем не менее весь персонал занят тем, что обеспечивает приехавшим максимально комфортные условия: дети приехали без игрушек – им подарили игрушки, мамы уходят на процедуры – предоставляют няню, дети не хотят кушать по расписанию – будут тогда, когда проснётся аппетит.
Нам удалось пообщаться только с одной из приехавших женщин, Ириной Гайдаенко – остальные с детьми ушли на прогулку в город. В её рассказе курорт пообещал непосредственно депутат Хмелевой:
– Пришла чисто случайно. Глава нашей организации коммунистической партии города Славянска Анатолий Хмелевой и ДНР организовали вывоз детей в лагеря, многих вывезли в «Артек», всех размещают на территории Российской Федерации, на Украине – единицы. Украина вывезла детей в Святогорск, в 30 километрах от нас, который на данный момент уже обстреливается. Зачем, там же нет никого? Кроме детей там вообще никого нет, – Ирина часто отвлекается, но затем снова возвращается к теме: – Я пришла, говорят: есть путёвки в Таганрог, Ставропольский край, потом Подмосковье, там что-то не получилось, потом про Белгород говорили. Говорят, когда вам надо? Я говорю – мне быстрее, потому что если уезжать, то срочно. Говорили, что во вторник будет обстрел – так оно и случилось.
Выехать из Славянска, по её словам, получилось только через пять часов после посадки – ждали, когда можно будет двигаться. Сначала группа поехала в сторону Краматорска, но их быстро остановили ополченцы: на полпути начались бои. Окольными путями удалось выехать к границе. Никакой Елены Коровкиной в машине не было:
– Нас провезли представители народного ополчения через границу, помогли выехать из Славянска, потому что своим ходом оттуда не выедешь. Расселили в санатории в Таганроге, уже в России, а оттуда уже часть группы отправили в Ставропольский край, в село какое-то. Там нам не понравились условия, потому что мы ехали не как беженцы, нам предложили отдыхать в санатории. Это была какая-то путаница, людям сказали, что мы беженцы, и расселили – какая-то военная часть, казарма какая-то. Потом нам помогла глава администрации этого села. Она уже вышла на губернатора и на замминистра образования. Они поняли, что в казарме с детьми – это невозможно. На ночь нас поселили в коррекционной школе, там всё спокойно, нас всё устраивало, но это же не дом, дети должны быть спокойны, а не вместе с… чужими людьми. Здесь всё устраивает. Всё хорошо. Хорошо приняли. Получаем лечение с сегодняшнего дня.
Больше ни с кем пообщаться не удалось. Когда люди вернулись из города, у одной из женщин случилась истерика: слишком много внимания и расспросов. К этому времени с ними успели поговорить и волонтёры, и муниципальные власти Сенгилеевского и Пятигорска, и краевые власти, и местное телевидение. Ради их спокойствия руководство «Пятигорского Нарзана» попросило оставить пациентов в покое – им нужен отдых.
Зато удалось пообщаться с ещё одной женщиной – в конце апреля она уехала из-под Донецка в Пятигорск к своей сестре. Теперь её квартиру не продать, гривна, в которой хранились её сбережения, упала. Она живёт у племянника и постоянно ездит в Ставрополь, где по три дня стоит в очереди за справками, чтобы получить разрешение на временное пребывание. Только на документы ушло уже 7 тысяч рублей и месяц поездок – а потом вид на жительство, гражданство, и каждый раз всё заново. И никакого санатория.
Р.S. От редакции. Мы надеемся, что история, рассказанная выше, лишь «первый блин», результат паники и несогласованности действий. Сейчас работой по размещению беженцев из Украины вплотную занялась власть Ставропольского края. Об этом заявил врио губернатора Владимир Владимиров. Ставрополье – край гостеприимный, где всегда готовы протянуть руку помощи тем, кто в этом нуждается.