Было это в далеком 1996 году. С тех пор прошло немало медкомиссий. Врачи девочку осмотрели и по здравому разумению назначили инвалидность, что и по сути верно, и в прикладном смысле полезно — достать коляску со справкой об инвалидности легче и дешевле.
Родная мать отказалась от Светы еще в роддоме. Почти сразу после этого больного ребенка хотели удочерить две семьи из Европы. Тогда-то специалисты врачебно-трудовой экспертной комиссии и вынесли свой вердикт, наверное, навсегда лишивший девочку каких-либо перспектив на полноценную жизнь. Сейчас Света Землянская живет со своей родной бабушкой Натальей Александровной. Матери и отца уже давно нет в живых...
Нелепость нашей системы ВТЭК до недавних пор состояла в том, что человек даже с очевидной, пожизненной проблемой должен был свой недуг «подтверждать». Безногие год за годом ходили и доказывали, что у них нога не выросла, инвалиды с психическими отклонениями доказывали, что не «поумнели». Тем не менее надо отдать должное: в последнее время здесь кое-что изменилось. Теперь, конечно, не во всех, но в большинстве случаев инвалидность дают пожизненно без ежегодного освидетельствования. Однако перемены коснулись не всех параграфов.
Сейчас Света 1800-я на очереди за коляской в своем районе. Ее родные готовы и в состоянии обеспечить этой роскошью ребенка. Пусть даже и не выплатить всю сумму сразу, но оформить кредит на ее приобретение точно могли бы. Не тут-то было. В специализированных магазинах, где продаются коляски для инвалидов, бабушке Светы отказывают, ссылаясь на то, что кредиты физическим лицам не предоставляются. Ждать помощи от государства, конечно, можно и нужно. Но вот вопрос: сколько это будет длиться? В последний раз Землянские ждали коляску 6 лет — тогда девочка была сто сорок седьмая в очереди, а сейчас - тысяча восьмисотая.
Нет, помощь, конечно, есть. И «социальный» Дед Мороз на Новый год с пакетом сладостей в мешке, который просит рассказать стишок, а потом вместе раскрасить глиняную игрушку. Девочке 14 лет. Какие раскраски, какой стишок?! Наоборот, в этом возрасте у нее совсем другие потребности и представления о жизни.
Есть и дистанционное обучение на дому. Правда, без компьютера, посредством которого оно должно проходить. Вот еще одна странность. Местная администрация в состоянии обеспечить ребенка таким компьютером, а вот школу специализированным компьютерным классом для детей-инвалидов — откуда бы происходила обратная связь - нет.
Зачем тратиться, если таких детей в небольшом селе Спицевка, где живет Света, раз-два и обчелся.
Конечно, кто-то скажет, что мы сами приучили инвалидов ждать помощи от богатых, от государства. Кто-то обвинит власть имущих в излишней социализации общества, когда пособия получают даже те, кто в этом не нуждается. А люди с ограниченными возможностями и вовсе превратились в попрошаек, не способных, по мнению многих, работать, мыслить, творить. Просто жить, в конце концов, так же как те, кто не относится к категории: «С ограниченными возможностями».
Вот вам другой пример. У моего друга мать инвалид детства, всю жизнь прикована к коляске, но это нисколько не мешает ей работать, общаться. Пусть даже и у себя дома, сидя за компьютером. По крайней мере этого, ей вполне достаточно, для того чтобы не чувствовать себя обделенной и зависеть от кого-то.
Само общество, не без участия государства, конечно, должно дать почувствовать инвалидам, что они тоже на что-то способны, придать им уверенность в своих силах, а не всучать очередную подачку, пусть даже и такую безобидную — в виде пакета сладостей на Новый год.
Пока же девочке-инвалиду только и остается, что на помощь из администрации рассчитывать.
Если вы хотите помочь Свете Землянской, можете перечислить средства на счет ее бабушки:
Северо-Кавказкий банк СБ РФ
Дополнительный офис 5230/054
ИНН:7707083893;
БИК: 040702660
Р/сч 47422810860009900143
Кор/сч 30101810600000000660
№ счета сб/книжки:
42307 810 3 6010 5402594
Колисниченко Наталья Александровна