Без царя в голове

Станислав Маслаков

или Почему нам не надо ни перед кем каяться

 

Без царя в голове

К 400-летию дома Романовых в Ставрополе появились рекламные плакаты со слоганом «Прости нас, Государь», а потом вышла и одноимённая статья в нашей газете. Меньше всего хочу спорить с её автором, которого глубоко уважаю. Тем не менее считаю призывы в покаянии перед убиенным монархом весьма зловредными, и вот почему…

Идеи о том, что нехорошо поступили с последним российским императором, правят умами не первое десятилетие. И человек он был хороший, и богопомазанный со всех сторон, и семьянин, и патриот. А пришли гадкие большевики, захватили страну, государя убили, царство зла построили, а потом его же и прогадили. И возникают, разумеется, лубочные картинки всеобщего благоденствия на Руси и в мире, буде у нас сохранилась бы монархия.

Это, вообще, естественный процесс. Проигравшая страна любит рассматривать свою историю в сослагательном наклонении с позиций «а что если бы мы свернули не туда». У победителей есть более насущные вопросы: как править миром и умножать своё благосостояние.

В это непотребное состояние стыда за собственное прошлое нас не пытается загнать только ленивый. И перед малыми народами мы провинились, и перед влиятельными соседями, и перед мировым сообществом, и перед всеми богами и их уполномоченными представителями. Рефлексирующая натура русского человека, удобренная традиционным для православной культуры чувством вины, стала слишком плодородной почвой для всех этих покаянных сорняков, за которыми мы уже не видим ни прошлого, ни, что ещё хуже, будущего. А нам всё твердят: вот ещё недобили себя в грудь и недостыдились за своё прошлое. Сидите по горло в чане с нечистотами, а надо бы с головой погрузиться. И тогда простят нас все призраки прошлого, а их потомки примут нас в лоно нормальных народов с нормальной историей.

Но, фигушки, так не бывает. Психологам давно известен, в общем-то, очевидный феномен, когда недовольный собой и своим прошлым человек, снедающий себя комплексами неполноценности, слабеет, чахнет и в итоге умирает. Природа избавляется от унылых особей, чтобы освободить место жизнелюбивым. На уровне целых стран и народов картина примерно та же. И не надо уповать на пример Германии и Японии (разумеется, любые попытки ставить Советский Союз и третий рейх на одну полку в корне неверны и, по сути, преступны, но речь сейчас немного о другом). В случае с Японией не было и речи о национальном стыде за своё прошлое. Империя капитулировала с честью, воспользовалась полувековой передышкой для восстановления своей мощи и вновь стала одним из мировых гигантов. Хотя последствия пусть и не совсем искреннего покаяния всё же заметны. А в Германии всё куда печальнее. Денацификация на всякий случай дополнена «обезнемечиванием», и даже после воссоединения и в ситуации некоторого экономического благополучия эта страна не способна внятно ответить внешним и внутренним вызовам, будь это слишком наглое поведение партнёров по НАТО или катастрофическое нашествие мусульманских иммигрантов.

Но немцев учат каяться за 12 лет истории, а нас призывают вырезать из прошлого почти весь ХХ век, более трёх поколений своего прошлого. Первая попытка обернулась для нас потерей страны и падением в нынешнее унизительное состояние. Вторую мы не выдержим ни при каком раскладе.

И ладно, что покаяние за собственное прошлое, в каком бы виде оно ни прозвучало, не нужно ни нам, ни тем, кто попал под жернова нашей истории (ибо сделано, что сделано, и мёртвые мертвы), а лишь тем, кто получит с этого те или иные дивиденды. Куда более важно, что каяться нам, собственно, не в чем.

Период правления ныне святого экс-царя Николая II каждый интерпретирует как хочет. Одни рисуют благолепный образ, другие вспоминают про «патронов не жалеть»; одни давят на Кровавое воскресенье, другим милее первая конференция по разоружению, созванная по инициативе оного императора. Оставим этот бесконечный исторический холивар любителям такого досуга. Скажу лишь тезисно вот что.

Историю пишут победители, а уж наша переписана неоднократно. Любая историческая личность противоречива, как и каждый из нас. И судить о государственных правителях лучше с позиции «система на входе и на выходе». Предпосылки всего того, что ставят в заслугу Николаю II, вполне виднелись и в 1895 году, когда он пришёл к власти. А вот предположить, что к 1917-му империя будет уничтожена, никто не мог. К моменту отречения от престола последнего русского монарха страна была дезорганизована, деморализована и частично оккупирована. Вступление в Первую мировую войну было фундаментальной геополитической ошибкой, и ответственность за неё лежит на Николае II. И неважно – принял он это решение из-за православных комплексов царя-богопомазанника, под давлением британских родственников или собственных генералов. Важен факт.

Свергли Николая II не большевики, а весьма разношёрстная команда, образовавшая Временное правительство. Оно, в свою очередь, оказалось несостоятельным, и большевики через несколько месяцев, по сути, не захватили, а подобрали власть. Им почти с нуля пришлось собирать и создавать страну. А расстрелян в Ипатьевском доме был не Государь, а гражданин Николай Романов, который не имел власти, но представлял новым властям угрозу как предмет политического торга.

Прискорбный, безусловно, факт. И по-человечески его жаль. Особенно его семью и доктора Боткина. Но французы не казнили Людовика? А британцы своих королей? А американцы не убивали собственных президентов? А страны бывшего соцлагеря не расправлялись под конец со своими лидерами?

Так в чём мы хуже других? Политика – скверная штука, там всё время кого-то подставляют и убивают. В нашей истории расстрел Николая Романова – печальный, но совершенно незначительный эпизод. Были победы в Гражданской и Великой Отечественной войне, было великое строительство великой страны, был полёт Гагарина, были великие книги и фильмы. Были наши родители и, в конце концов, мы с вами. И если мы хотим, чтобы эта цепь не прервалась, мы должны не плевать в прошлое, не каяться за него, а сказать ему спасибо! Там полно поводов для гордости. Надо наконец-то заняться строительством будущего, иначе нам не найдётся в нём места.

А плакаты «Прости нас, Государь», призывы к сносу памятников, переименованию улиц и прочим формам «исправления» своей истории – это в любом случае провокации. Даже если неосознанные и из лучших побуждений. Граждане, не поддавайтесь.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление