Пару недель назад в Октябрьском районе Ставрополя был проведен опрос жителей по проблемам организации безопасности дорожного движения. Его результаты легли в основу анализа и комплекса мероприятий по дальнейшей работе подразделений ГИБДД.
— Кто принимал участие в мониторинге? — поинтересовался корреспондент «Вечернего Ставрополя» Валерий Манин у начальника ОГИБДД ОВД по Октябрьскому району подполковника милиции Николая Павлова.
— Начну с того, что изучение общественного мнения — это не наша прихоть, а требование, которое изложено в приказе министра внутренних дел России №627-02, - начал Н. Павлов. - И возникла эта идея не в чиновничьих головах, а является насущным требованием, которое диктуется состоянием дел на наших улицах и дорогах.
В нашем районе было опрошено 400 участников дорожного движения, в том числе 289 пешеходов и 111 водителей различных транспортных средств. Наиболее активное участие в изучении общественного мнения приняли трудовые коллективы ООО «Телеком», ООО «Агрохлебопродукт», ООО «СевКавказэлектросетьстрой», ООО «Горэлектросеть».
— Как в целом ваши респонденты оценили состояние безопасности дорожного движения в городе?
— Здесь мнения полярно разошлись. 195 человек оценили состояние безопасности дорожного движения в Октябрьском районе как отличное, а 198 убеждены, что за последние лет пять дороги и улицы стали более опасными, а 145 человек считают, что ничего в этом деле не меняется.
— А что горожане считают главными причинами, влияющими на БДД?
— Прежде всего плохое состояние дорог и улиц. Именно это 185 опрошенных считают главной причиной возникновения аварий. Но более половины наших респондентов с ними не согласны, так как убеждены, что угрозу безопасности участникам дорожного движения составляют недисциплинированные водители. Хотя и я сам, да и многие из опрошенных — 154 человека — считают, что виновными в ДТП пешеходы бывают чаще, чем водители. И хотя сотрудники ГИБДД пытаются увещевать пешеходов (в этом убеждены 70 процентов участников опроса), эффективность этой работы все-таки оставляет желать лучшего. Причем многие пешеходы обладают элементарными знаниями правил дорожного движения, но более 38 процентов из них ПДД все-таки нарушают. То есть действуют осмысленно.
Кстати, более 90 процентов участников мониторинга совсем не убеждены, что использование ремней безопасности и детских удерживающих устройств способно сохранить жизнь попавших в аварию. А 98,5 процента их или вообще не используют, или используют от случая к случаю. А действовавшая до недавнего времени система административных наказаний, когда за некоторые нарушения полагался штраф в 50 рублей, неэффективна. Многие — более 70 процентов из опрошенных — возлагают определенные надежды на новую систему штрафов за нарушения ПДД...
— Простите, Николай Николаевич, но не могу согласиться с вашими респондентами, что механическое повышение штрафов способно радикальным образом повлиять на положение дел на дорогах. Ведь главным все-таки является не ужесточение наказания, а его неизбежность. А вот с этим дела обстоят неважно. Скажем, если верить статистике, за неиспользование ремней безопасности привлекались к ответственности только полтора процента из задержанных.
— Увеличение размеров штрафов будет работать только в комплексе с другими мерами обеспечения безопасности дорожного движения. Необходимо усилить контроль за качеством и состоянием дорог и улиц. Здесь мы работаем достаточно активно, посылая предписания на устранение имеющихся недостатков. Другое дело, что коммунальные службы не всегда оперативно на них реагируют. Но мы все равно будем их побуждать к действию, вплоть до закрытия движения на отдельных участках города. Правда, только четверть из анкетируемых согласна с нами, что наравне с применением штрафов надо активнее заниматься и улучшением системы обеспечения безопасности дорожного движения.
А вот 70 процентов опрошенных возлагают определенные надежды на улучшение дел на наших дорогах в связи с реализацией Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах». Кстати, отдельные ее пункты уже реализуются. Все участники мониторинга отметили, что лучше и четче стали разметки дорог, улиц, пешеходных переходов, что, по мнению 280 человек, должно положительно сказаться и на БДД.
Здесь мы согласны с участниками дорожного движения, но при одном условии, что обеспечивать безопасность на наших дорогах должны не только сотрудники ГИБДД, но и коммунальщики, и водители, и пешеходы.