Безответственность бьет по карману

Незаконное использование программного обеспечения обошлось российским компаниям в 2010 г. в 75,8 млн рублей.

На одном из Интернет-форумов, где обсуждали проблему установки в компаниях нелицензионного программного обеспечения – что кому грозит и кто за этот ответит (имелась в виду административная, гражданская и уголовная ответственность), большинство посетителей рассказали, что никогда для личного домашнего использования не купили ни одной программы, а в организациях, где они работают, если не все программное обеспечение пиратское, то наверняка половина: «А в чем разница, кроме авторского права? - удивлялся один из посетителей. - Никто не знает, что это такое – лицензия. У моих товарищей все есть. Бесплатно».

Низкая стоимость, а зачастую отсутствие таковой, а также доступность контрафакта (скачать некоторые нелицензионные антивирусы, например, и ключи к ним через Интернет не составляет труда даже для непродвинутых пользователей) заставляет становиться соучастником кражи плодов интеллектуального труда.

По данным Ассоциации производителей программного обеспечения (BSA), в 75,8 млн рублей (более $2,48млн) обошлось российским компаниям использование нелицензионного программного обеспечения в 2010 г. – на 40% больше, чем в 2009 г. И это совсем не выгода от использования бесплатных контрафактов, а размер компенсаций, которые пользователи заплатили правообладателям. Размер самой крупной компенсации составил более 2 млн руб. 

Согласно статье 7.12 Кодекса об административных правонарушениях, размер штрафа для должностных лиц, разрешивших использование контрафакта, составляет 10000 – 20000 рублей, для организации – от 30000 до 40000 рублей. Пиратское программное обеспечение, «а также материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения», то есть компьютеры, на которых использовался контрафакт, подлежат конфискации. Кроме того, в статье 1301 Гражданского кодекса РФ сказано, что правообладатель имеет право требовать выплаты компенсации в сумме от 10 000 до 5 млн рублей (размер устанавливается судом) или в двукратном размере стоимости лицензии этой продукции. Кроме того, не стоит забывать и об транзакционных издержках: судебные расходы, которые включают стоимость услуг представителя - юриста, оплату экспертиз и прочее, обойдутся, в зависимости от региона и компетенции юриста, от 30 000 рублей за инстанцию. В итоге траты в связи с незаконным использованием программного обеспечения могут составить несколько миллионов. Нетрудно представить, сколько лицензий можно было бы купить на эту сумму.

Екатерина Билибина, ГК «ГЭНДАЛЬФ»



Последние новости

Все новости

Объявление