Богатое наследство Красного Солнышка
Андрей ОрловОбщество — украинско-российской дружбы «Днипро» украинской диаспоры на Ставрополье совместно с краевой научной библиотекой имени М. Ю. Лермонтова приняли решение и разработали конкретные мероприятия по подготовке празднования этой исторической даты. Сотрудники библиотеки сделали обзор литературы по теме, подготавливаются тематические выставки, стенды, вечера, экскурсии, конкурсы, посвященные этой исторической дате.
Одно из заседаний общества было посвящено исторической роли князя Владимира. В обсуждении темы принимали участие В.Д. Самончук, А.Я. Макаренко, Л.К. Стоцкая, Л.И. Сыпина, А.В. Найденко. Они говорили о Владимире Великом, или Святом, так его провозгласила церковь за крещение Руси, как выдающемся политике, сумевшем по достоинству оценить значение христианской религии для своего государства и народа. По мнению председателя общества, кандидата экономических наук Зенона Ивановича ПРУЦА, историческая роль князя Владимира в объединении славянских народов несправедливо умаляется. Из современных учебников школьники не могут почерпнуть достаточного объема информации по этой теме, поэтому стоило бы использовать знаменательную дату 1020-летия крещения Руси для восстановления исторической справедливости. Вот о чем, по убеждению З. Пруца, следовало бы напомнить сегодня и русским, и украинцам, и белорусам.
- Как рассказывает «Повесть временным лет», первые годы княжества Владимира в Киеве ушли на укрепление расшатанной в период разделения и междуусобной борьбы системы Киевского государства. Закончив многолетние военные походы по объединению разрозненных княжеств, «собиранию Русской земли», Владимир Великий задумался над тем, как укрепить государственное строительство, поднять престиж своей власти, приодев его ореолом византийской культуры.
Византия с её столицей Константинополем, или Новым Римом, как его называли, в глазах тогдашнего мира была венцом блеска культуры, славы и могущества. Многие основатели новых государств средневековой Европы мечтали породниться с Византией. Так было и с Владимиром Великим, который решил взять в жены сестру византийских императоров Константина и Василия царевну Анну. Однако выдать сестру за северного варвара, идолопоклонника было весьма тягостным унижением, и византийский двор потребовал от Владимира вначале принять христианство. Владимир ответил императору, что христианская религия ему очень нравится, и принял крещение. Однако византийский двор медлил. Тогда, чтобы принудить его к исполнению своих обещаний, Владимир отправился походом на Крым и взял осадой столицу византийских владений - Херсонес. Это возымело действие. Император Василий II отправил Анну в Херсонес. Там ее обвенчали с Владимиром, после чего Херсонес был возвращен Византии «за вено и царевну» в качестве выкупа за жену.
Окрестившись сам, Владимир Великий приложил все силы, чтобы распространить христианство на все свои земли, которые простирались на северо-западе от пруссов до Новгорода и Вятки на северо-восток. Задавшись целью сблизить свое государство с Византией, приодеть его блеском византийской культуры и славы, он, очевидно, хорошо понимал, какое огромное политическое значение будет иметь распространение среди народов его государства с их разнообразными, примитивными религиозными верованиями, новой культурнойхристианской религии с богатым внутренним содержанием и связанными с ней блестящими обрядами, хорошо организованным духовенством, распространением книжности, просвещения, искусства.
Летопись рассказывает, что Владимир, вернувшись из Крымского похода летом 988 года в Киев, приказал уничтожить всех идолов - статуи поганских богов, что стояли на горе около княжеского двора: одних порубили, других сожгли. Уничтожив идолов, князь приказал всем людям прийти на второй день к Днепру. Собралось множество народа. По приказу все разделись и вошли в воду, а попы, то есть греческие пресвитеры, стояли на берегу, крестили людей и читали молитвы. Так гуртом окрестили весь народ.
«Повесть» рассказывает, что за время правления Владимира окрестили всю землю, а там, где не было воли, помогал страх, «как не с любви, так со страху крестились». Крещение вначале происходило в значительных городах, а затем новая вера медленно, но уверенно распространилась на села и все земли Киевской Руси.
Следом началось строительство храмов, куда знатные люди отдавали своих детей «на книжную науку». Для строительства были приглашены греческие специалисты: зодчие, архитекторы, маляры, мастера по золоту, которые передавали свою науку местному населению. По Днепру значительно расширились торговые связи Киева с Константинополем.
Если ранее Русь находилась под влиянием восточной персидско-арабской культуры, то за время правления Владимира на многие столетия вперед распространилась новая русско-византийская культура, которая накрепко была связана новой государственной верой.
Разные писатели тех времен рассказывают, что после крещения в характере Владимира произошли глубокие изменения. Он стал добрее, ласковее, прекратил военные походы, стал жить в мире и согласии с соседями. Вместе с дружиной, духовенством и старцами он стал заботиться о внутреннем порядке, новых законах, земском уставе. Стал внимательнее к людям, приложил много усилий для сближения властей с гражданским обществом. Теперь вся «земля» стала христианской и вместе с политическими связями появились связи культурные.
Эпоха Владимира Великого или, как его называли на Руси, Красного Солнышка, на многие века останется в памяти народной, как светлое время, когда благодаря новой христианской культуре на долгие века разные земли и племена восточных славян были объединены в могущественную европейскую державу - Киевскую Русь.