«Болевые точки» города в санитарно-эпидемиологическом аспекте

Лариса Денежная

Клещи – уже в Ставрополе

До недавнего времени КГ-лихорадкой болели жители сельских районов края. Казалось, что Ставрополь эта беда не коснется, поскольку клещ — переносчик смертельного вируса, в основном обитал на пастбищах. Однако впервые за десятилетний период существования в крае очага крымской геморрагической лихорадки в этом году заболели КГЛ три жителя Ставрополя, один из них умер. Двое жителей зара-зились непосредственно в черте города, в районе дач Ташлянской долины.

Впрочем, упомянутая территория – не единственная, где обитают клещи. Эти кровососущие, как показали результаты обследования, в большом количестве расплодились в районе Комсомольского озера, Холодного родника, парка Победы, в Мамайском и Таманском, Русском лесах. В нынешнем году горожане особенно почувствовали на себе «агрессию» клещей. Как прозвучало в докладе заместителя начальника отдела эпидемиологического надзора краевой службы Роспотребнадзора Маргариты Латыповой, количество обратившихся по поводу укусов клещей в лечебные учреждения города – в два раза больше, чем в 2007 году. Больше всего пострадавших – в Промышленном районе, около девятисот человек.

Для уничтожения клещей проводились обработки природных биотопов. Из городского бюджета было выделено 300 тысяч рублей на эти цели. Дачные кооперативы в Ташлянской долине подверглись особенно тщательной обработке. Парк Победы задействовал собственные средства, также и институт МВД.

Обработку территорий загородных лагерей, школ и дошкольных учреждений Роспотребнадзор взял под усиленный контроль. И, как прозвучало на заседании СПЭК, кое-кто в этом деле переусердствовал – «протравили» даже… бордюры и металлические заборы вопреки рекомендациям не использовать «химию» на внутренней территории этих социальных объектов. Были случаи применения и просроченных препаратов для противоклещевых обработок. В связи с этим Александр Курбатов поинтересовался: есть ли список этих нарушителей, какие финансовые последствия они понесли.

Окончание на 3-й стр.

Начало на 1-й стр.

Заведующий паразитологическим отделом Центра гигиены и эпидемиологии по Ставропольскому краю Юрий Тохов отметил, что борьба с клещами должна носить комплексный характер. В осенний период – октябрь-ноябрь – нужно проводить очистку территорий детских учреждений загородного типа, лесополос от валежника, старого мусора, где могут зимовать клещи. А химические обработки желательно проводить в более ранние сроки – в апреле - мае.

Что в связи с этим делать населению? Только не паниковать! Запасаться репеллентами и использовать эти препараты перед выходом на природу.

Молоко от «уличных» торговцев – в награду бруцеллез

КГ-лихорадка – не единственная «напасть» среди природно-очаговых инфекций, угрожающих человеку. Это и бешенство, лептоспироз и туляремия, источником распространения двух последних являются грызуны. В связи с чем весьма актуальна проблема несанкционированных свалок и несвоевременного вывоза бытовых отходов в городе. Что касается заболеваемости бруцеллезом, то заражение, по словам М. Латыповой, — результат употребления молочных продуктов, приобретенных у частников на стихийных рынках.

— Как тут не плодиться грызунам и безнадзорным животным, если в городе столько мусора – можно пировать всем с утра до вечера! – последовала реакция А. Курбатова. – И здесь есть вопросы к комитету городского хозяйства, районным администрациям.

«Прошелся» А. Курбатов и по «стихийщикам»: мол, места, где торгуют молоком в пластиковой таре, причем из года в год, всем известны. Но от констатации фактов лучше не становится. Нужны конкретные меры. И в этом вопросе город надеется на большую активность контрольно-надзорных служб.

Водный дисбаланс

Санитарно-противоэпидеми-ческая комиссия рассмотрела еще один очень важный вопрос — о проблемах водоснабжения и водоотведения в г. Ставрополе. С основным докладом выступила главный специалист управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю Людмила Иванова.

Нужно сказать, что вода «на выходе» из очистных сооружений водовода и та, что льется из кухонного крана, – это разный продукт. Качество воды после очистки, как заверила Л. Иванова, полностью отвечает санитарным требованиям. А вот какой она дойдет до потребителя, зависит от разводящих сетей. С оными, как было отмечено, у нас большая проблема. Многие подземные коммуникации давно отработали свой срок, 62 процента сетей изношены. И здесь выход только один – строительство новых водоводов, уличных водопроводов и замена ветхих. Кроме того, требует завершения строительство новой (аварийной) системы подачи воды.

Но куда более острая проблема – «утилизация» использованной воды. В сутки город потребляет около 200 тысяч кубов воды, а канализационные сети способны принять только 135 тысяч. То есть налицо – дисбаланс в водопотреблении и водоотведении. Возникает вопрос: куда девается «разница»?

Нужно сказать, что проблема водоотведения стоит остро для жителей, проживающих в кварталах индивидуальной жилой застройки города. Из-за невозможности подключения к централизованным канализационным сетям владельцы «частных» домов вместо обустройства выгребных ям решают проблему просто: самовольно прокладывают коммуникации, причем весьма примитивные. Грязные стоки уходят в малые реки, лесные массивы и пр., что не лучшим образом сказывается на экологии города. И такие факты – многочисленные. Некоторые – кричащие. Л. Иванова привела пример несанкционированного подключения жилых домов по улице Роз к недостроенной хозфекальной канализации, выведенной в лесной массив и далее – в реку Грушевую. При том, что эта река впадает в Сенгилеевское водохранилище – единственный источник питьевой воды для жителей Ставрополя.

По словам Л. Ивановой, частично проблему водоотведения могло решить завершение строительства (начато аж в 1994 году! – Л. Д.) канализационного коллектора в 12-м квартале, которое тормозится из-за недостаточного финансирования. Но нужны новые линии с соответствующей инфраструктурой.

Еще одна острейшая проблема – сброс дождевых и дренажных вод. В городе, как отметила
Л. Иванова, нет утвержденной схемы ливневой канализации с очисткой дождевых вод. Существующая сеть не справляется с нагрузкой. А ливневые воды сбрасываются в природные водоемы без предварительной очистки. «Частники» добавляют еще больших проблем, самовольно врезаясь в «ливневку». В центре города, например, сбрасывают хозфекальные стоки. В результате ливневая канализация забивается нечистотами, которые вытекают на улицы города. Такую «клоаку» терпеть дальше просто невозможно.

Все вышеперечисленные негативные моменты, как отметила Л. Иванова, требуют неотложных мер.

В свою очередь, начальник производственно-технического отдела МУП «Водоканал» Валентина Нежданова рассказала, что за последние четыре года процент износа водопроводных сетей сократился благодаря реконструкции существующих и прокладке новых водопроводов из полимерных материалов. Но со всей очевидностью стоит вопрос строительства новых мощностей – очистных сооружений. И здесь без финансовой поддержки федерального бюджета не обойтись.

Выслушав докладчиков, Александр Курбатов сообщил: городские власти всерьез озабочены проблемой водопотребления и водоотведения. Не зря вынесли указанный вопрос на заседание городской санитарно-противо-эпидемической комиссии, пригласили к обсуждению специалистов, чтобы выявить наиболее уязвимые места, в том числе в «разрезе» районов.

В недрах городской администрации он тоже прорабатывается. Недавно глава города Николай Пальцев посетил в Москве уникальное предприятие по очистке воды, построенное австрийской фирмой, — Юго-Западную водопроводную станцию. Город возлагает большие надежды на сотрудничество с компанией EVN AG по внедрению современных технологий систем водоочистки и водоподготовки. Но у Европы можно поучиться и другому – экономии ресурсов. А. Курбатов призвал специалистов подумать о создании в городе программы водосбережения. Ведь переход на стопроцентную оплату коммунальных услуг, в том числе и за воду, — дело ближайшей перспективы.

 

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление