Больше машин больше нарушителей...
Вадим ДубилоНаверное, ГАИ – одна из немногих служб, к которой всегда найдутся вопросы у любого человека, независимо от того, водит он автомобиль или нет. Поэтому отвечать на вопросы наших читателей в редакцию пришли сразу несколько человек: старший госинспектор управления ГИБДД по краю Александр Манаенков, начальник штаба отдельного батальона ГИБДД г. Ставрополя Сергей Кашарный, начальник отдела ГАИ ОВД Ленинского района Александр Зайцев, начальник отдела ГАИ ОВД Октябрьского района Николай Павлов, старший дорожный инспектор отдела ГАИ ОВД Промышленного района Игорь Пискунов.
Самый первый звонок от жительницы улицы Доваторцев оказался тревожным:
В нашем дворе больше недели стоит бесхозная машина, старая, ржавая, с номерами «09» региона. Чья она, что она у нас во дворе делает, непонятно. Уберите, пожалуйста!
Милиционеры обещали разобраться в ситуации, выяснить, кому принадлежит автомобиль и при необходимости эвакуировать его.
Житель улицы Короленко пожаловался, что на перекрестке Короленко Мира водители никогда не пропускают пешеходов, а в школу № 16 подъезжают прямо к порогу, практически не снижая скорости.
Раньше там стояли бетонные блоки, которые не позволяли автомобилям заезжать во двор школы, теперь же они раздвинуты в стороны, так что проезд освободился, рассказал обеспокоенный мужчина. – Кроме того, улицу с односторонним движением практически превратили в двустороннюю. За три месяца нас с внучкойпервоклашкой пропустили только один раз – она до сих пор помнит, какой правильный попался водитель.
Мы рекомендовали руководителям образовательных учреждений ограничить подъезд к школам, детским садам во избежание террористических актов, ответил Александр Манаенков. – Раздвинутые блоки – это чьято самодеятельность. Мы, безусловно, проверим названный адрес, но более действенно для родителей будет обращение к директору школы – пусть вернут блоки на свои места, и никакой автомобиль не будет угрожать жизни учеников. Мы не можем поставить своего инспектора у каждой школы, как это ни печально. Но для чего же родители сдают деньги на охрану? Утром, когда дети собираются в школу, охранник должен следить за безопасностью на территории школы. Также в роли инспектора ГАИ на своем участке может выступить участковый оперуполномоченный – если он увидел нарушение, может остановить и оштрафовать водителя.
На дороге из Дивного в Ставрополь нас остановил инспектор, – рассказала жительница краевого центра. – Показал на радаре, что скорость у нас была превышена – вместо 60 км/ч 75. За то время, что оформляли документы, остановили еще несколько автомобилей, у всех оказалась такая же скорость – 75 км/ч. Возможно, что радар был неисправен? И вообще, какие документы должны быть у сотрудников ГАИ, имели ли они право нас останавливать?
Экипаж ГАИ был на патрульной машине, в форменной одежде, со значком ГАИ на груди, представился по форме – это полное соблюдение всех формальностей. Конечно, у них есть еще карточка маршрутопатрулирования, но ее экипаж предъявляет только проверяющим, а не нарушителям на дороге. Что касается радара, то в протоколе должны быть отмечены все его характеристики, если же вы считаете, что прибор был неисправен или ваши права нарушены – претензии направляйте в управление ГИБДД ГУВД по СК. Будет назначена проверка действий патрулировавших в тот момент сотрудников.
Меня чуть не сбил автомобиль на перекрестке: я переходил улицу на зеленый свет, а он поворачивал и не пропустил пешехода. Я записал его номер. Можно ли както наказать водителя?
Можно, но только заявление должно быть подано в течение двух суток с момента правонарушения, – рассказал Николай Павлов. Позже по закону мы не имеем права привлекать водителя к ответственности. Так, к нам регулярно приходят карточки с железнодорожных переездов, в которых указывается, какой автомобиль нарушил правила, проехал на запрещающий сигнал светофора. Но срок давности истек, по закону мы уже не можем привлечь водителя. Это, само собой, не касается дорожнотранспортных происшествий, в которых пострадали люди.
Во дворе дома я гуляла с собакой, соседская машина практически наехала на нее. Несет ли водитель ответственность за сбитых животных?
Если собака была на поводке – то наезд на животное вполне можно оформлять как дорожнотранспортное происшествие. Если же она бегала сама по себе – извините, помочь не сможем.
Каждое утро и каждый вечер в городе собираются ужасные пробки. Почему никто не борется с этой проблемой?
Почему же не борется? – отвечает Сергей Кашарный. – На ключевых городских перекрестках установлены системы видеонаблюдения – если дежурный видит, что здесь собралось слишком много автомобилей, он отправляет экипаж с регулировщиком, который «сбрасывает» пробку. Но на самом деле эта проблема не решена еще ни в одном городе мира. У нас пропускная способность дорог давно исчерпала себя. А машин в городе даже не с каждым годом, а с каждым днем становится все больше и больше. В городе 26 банков, 70% кредитов они выдают исключительно на покупку новых автомобилей. Сейчас принят проект расширения улицы Ленина от Л. Толстого до Маяковского – часть проблем это решит, но не все.
Почему инспектора на дороге берут взятки?
Одна паршивая овца все стадо портит. Я уверен, что большинство наших сотрудников – честные люди, – отвечает Сергей Кашарный. – Если выявляются факты взяточничества – меры принимаем самые серьезные, вплоть до возбуждения уголовного дела в прокуратуре и увольнения такого сотрудника. Мы принимаем и проверяем все заявления о фактах коррумпированности – если факт подтвердится, виновного накажем. Кроме того, дача взятки – такое же преступление, те, кто дают деньги, сами стремятся избежать законного наказания. Можно, конечно, привести и сумму заработной платы инспектора ГАИ – 5 – 7 тысяч в месяц. Как вы считаете, на эти деньги мужчина, ежедневно рискующий жизнью, может прокормить семью? Хотя это ни в коей мере не оправдывает тех, кто идет на нарушение закона. «За десять месяцев этого года за различные правонарушения наказано 462 сотрудника ГАИ, добавляет Александр Манаенков. – Свыше двадцати человек уволены из органов внутренних дел».
Как бороться с нарушителями правил? Опасно стало не только переходить дорогу, но даже двигаться по тротуарам – в любой момент могут сбить.
Инспектора, конечно, штрафуют нарушителей ПДД. Но общее число автомобилей растет, соответственно, растет и количество нарушителей. На мой взгляд, нужно только ужесточать наказания, делится Николай Павлов. Водитель не боится нарушать правила, потому что средний штраф – сто рублей, для многих это не деньги. Они готовы отдать их в любой момент. Если же наказание будет более серьезным, водитель задумается: а стоит ли нарушать?
Что делать с маршруточниками? Они безобразно ездят, рискуют не только своей, но и жизнями пассажиров.
Сейчас каждый водитель маршрутного такси сам себе хозяин. Он может в любой момент сойти с линии, или же, наоборот, перерабатывать до полного переутомления. С нового года они будут принадлежать организациям, которая и будет следить за своими сотрудниками. Конкурс предполагается с очень жесткими условиями, жизни пассажиров будут доверяться только проверенным водителям, не замеченным в нарушении правил.
«Прямую линию» вела Наталья Ардалина.
Фото Юрия Рубинского.