Большие надежды

.
Павел Иванович Савченко. Фото Евгении Красавиной
Павел Иванович Савченко. Фото Евгении Красавиной

В солнечный апрельский день мы идём по дороге Игнатьевского кладбища под сенью высоких деревьев к могиле ветерана Великой Отечественной войны Павла Ивановича Савченко. Его дочери Эмме Павловне Шмельковой идти нелегко  – возраст берет свое, но настроение у нее приподнятое, и радости моя собеседница не скрывает. Совсем недавно ей встретились отзывчивые люди, которые помогли восстановить разрушенный памятник над могилой отца и матери, облагородить место захоронения. Для одинокого пенсионера – помощь неоценимая. По пути Эмма Павловна рассказывает историю жизни своего отца и свою собственную…

Павел Савченко был немного моложе 20-го века, родился в 1902 году на Кубани в селе Надзорном в очень бедной семье. Еще мальчиком его отдали в батраки. Но батрачил Паша недолго: пришел революционный 17-й год, и Павел вступил в коммуну, а затем поступил на службу в ЧК. Судьба забросила его выполнять революционный долг на Украину. В начале тридцатых, во время страшного голода, почти вся семья Павла погибла. Он успел навестить родных, но помочь им ничем не смог. Видеть пухлую от голода, умирающую мать и не иметь возможности спасти ее было трудным испытанием для Павла. Уезжал он из родных мест с тяжелым сердцем.
Шло время, служба ладилась. По семейному преданию, как рассказывает Эмма Павловна, отец даже был удостоен чести стоять рядом с великим вождем и учителем Иосифом Виссарионовичем на одной трибуне. А на донецкой земле, где проходила служба, Павел встретил свою любовь и спутницу всей жизни Зинаиду. Сначала родился сын Володя, спустя два года, в 37-м, дочь Эмма. В том же году Павла Савченко арестовали, уволили со службы, исключили из партии. После двух лет тюремных мытарств его все же выпустили, даже восстановили в партии, но вернуться на службу он уже не мог. В 39-м Павел вместе с женой и детьми покидает Украину и перебирается на Ставрополье, по совету старшего брата устраивается на работу в лесное хозяйство. Директором управления лесничества в селе Московском Павел Иванович проработает до самой пенсии. Но сначала – война...

Фото Евгении Красавиной
Фото Евгении Красавиной

Эта черная страница, конечно, есть и в летописи семьи Савченко. Павел Иванович сразу ушел добровольцем на фронт, попал под Сталинград. Говорить об этом, как и все прошедшие войну, он не любил, но кое-что все-таки поведал дочери.

– Там было жуткое месиво, – делится воспоминаниями родителя Эмма Павловна. – Особенно отчётливо мне запомнился его рассказ о ранении. Под Сталинградом рядом с ним разорвался снаряд. Отцу сильно посекло руки и ноги, часть осколков попала в лёгкие, извлечь которые так и не смогли. Папа до конца жизни «дышал» войной. И вот лежит он в окопе, тяжело раненный, контуженный, ему кажется, что кричит, а на самом деле шепчет. Над ним батальная неразбериха: наши бегут, немцы бегут, взрывы, выстрелы. И вдруг через окоп прыгает парнишка, совсем молоденький, 18-20 лет. Наш. Задержавшись на секунду, оборачивается на лежащего внизу отца и говорит: «Батя, я вернусь за тобой!»

Я слушаю эти откровения, и слёзы наворачиваются на глаза. Можем ли мы, нынешние сорокалетние, оценить уважение незнакомого юноши, заключённое всего в одном слове «батя», и можем ли мы, не знавшие войны, постичь надежду простого и пронзительного обещания «я вернусь за тобой»?

Фото Евгении Красавиной
Фото Евгении Красавиной

За капитаном Савченко действительно пришли. Казалось, что спасение близко. Но смерть никак не хотела отпускать Павла. В помещение вокзала, куда поместили раненых (а их было неописуемо много, лежали буквально штабелями), попал снаряд, здание загорелось. Почти все раненые сгорели заживо. Среди единиц чудом выживших был и Павел. В тот день война для него закончилась, а личная битва со смертью только началась. Целый год Павел Иванович провёл в ростовском госпитале. Одну ногу врачам удалось спасти, а вторая долго не заживала. Так и выписали. Уже находясь дома, Павел почувствовал себя хуже, началось заражение и гангрена. Боль была адская, невыносимая. Маленькая Эмма с братом убегали из дома, чтобы не слышать даже не крика – страшного рёва отца. И опять чудо. По соседству с семьей Савченко жил хороший хирург, он и вылечил Павла. Больную ногу сохранить не удалось, зато удалось сохранить жизнь. Оставшиеся военные годы Павел вместе с местными милиционерами отлавливал дезертиров по лесам. А потом, после Победы, всецело посвятил себя работе в лесном хозяйстве.

За разговором мы не заметили, как дошли до своей цели, чтобы почтить память кавалера ордена Отечественной войны I степени и ордена Красной Звезды капитана Павла Ивановича Савченко.

Так сложилось, что заботу о постаревших родителях взяла на себя именно Эмма. Брат уехал в соседний Краснодарский край. Павел Иванович и Зинаида Фёдоровна стали жить вместе с дочерью и ее супругом. Отец Эммы Павловны скончался в 1985 году, мама – одиннадцать лет спустя. Похоронены они рядом.

Преданная дочь не оставила родителей и после смерти, бережно ухаживала за их могилами. Текли годы, ушли из жизни супруг Эммы Павловны, её брат и племянник. Близких родственников не осталось совсем. Изветшали, проржавели и покосились надгробные металлические стелы, установленные над могилами отца и матери. Восстановить их самостоятельно пожилая женщина не имела возможности и сил.

Сейчас здесь стоит новый памятник из светло-серого мрамора. Лёгкий и крепкий одновременно. Вокруг надгробного постамента уложена такая же светлая керамическая плитка. Целую корзину цветов принес сюда депутат Ставропольской городской Думы Геннадий Тищенко. Именно к нему на приём чуть больше месяца назад совершенно случайно попала Эмма Павловна в надежде найти помощь.

– Честно говоря, я не ожидала, что встречу такое понимание и радушие, – немного стесняясь, признаётся Эмма Павловна.   – Я пробовала сначала найти средства на реставрацию памятника по линии военкомата, но там меня огорчили, сказав, что помогают, только если ветеран скончался недавно, а моего папы нет уже тридцать лет. Тогда я записалась на приём в региональную общественную приёмную председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева, не очень рассчитывая, что мне повезёт. Просто нужно было что-то делать, как-то искать помощь. И я её нашла. В лице незнакомого мне тогда Геннадия Ивановича Тищенко. Он с большим вниманием и теплотой выслушал мою историю. Уже давно я не сталкивалась с таким искренним человеческим участием. Если бы дело моё и не нашло поддержки, сам разговор был для меня как бальзам на душу. Геннадий Иванович мне очень помог. Даже не знаю, как выразить свою благодарность, ведь для меня эта работа, по сути, неподъемная и финансово, и физически. А тут такой красивый памятник – ко Дню Победы.

На мой вопрос, приурочена ли помощь к 70-летней годовщине праздника, депутат отвечает, что нет.

– То, что мы успели восстановить памятник к юбилею Великой Победы, – просто совпадение. Я бы не смог пройти мимо этой жизненной ситуации в любой день. Говорить о том, что мы обязаны хранить историю, и беречь память о героях войны – наш святой долг, даже как-то неловко. Это так же естественно, как дышать. И речь вовсе не об этом. Просьба Эммы Павловны особенно тронула меня, потому что и её судьба, и судьба её отца напомнила мне о моих близких. Я увидел человеческую боль, которая роднит миллионы россиян. Это общенациональная история, составленная из сотен тысяч очень личных. Конкретно в этом случае было больше личного. И ещё меня поразила сама Эмма Павловна. Мне кажется, такими кроткими и одновременно непреклонными могут быть только наши женщины. Эмма Павловна благодарит меня, а я от всего сердца благодарю её. За то, что своим примером утверждает семейные ценности и традиции, за то, что, имея моральное право отдохнуть в свои годы от дочернего долга, не позволяет себе этого. Верю, что, глядя на неё, на нас, так же будут вести себя наши дети и внуки.

Мы постояли ещё немного, поговорили. А возвращаясь в редакцию, я поняла, что не смогу в этот раз оправдаться своей работой и вечной занятостью. Я обязательно навещу их всех. Моих родных. Солдат и детей войны.

Евгения Красавина

люди, память, ВОВ, война

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление