Ботанический сад: страсти утихли

Андрей Цындрин

Ботанический сад: страсти утихли

Ситуация со Ставропольским ботаническим садом близка к разрешению. Сказать прямо – в пользу сада. Однако сейчас, оглядываясь, хочется разобраться, в чем причина происходивших событий? И чему еще может грозить подобная опасность?

Ничего общего с образом забавного ведущего телепередачи «Удачники». Ситуация не предрасполагает, да и статус директора тоже. Владимир Кожевников, рассказывая про сложившуюся ситуацию, серьезен.

Разговор о проблеме начинаем с хронологии событий. В 2005 году истек срок действия разрешения на неуплату налога, и с 2006-го Ботанический сад, наряду с остальными учреждениями Россельхозакадемии, начал платить налоги. Однако деньги, которые должны были приходить из федерального бюджета на уплату налога местному, почему-то задерживались.

— Даже если бы у нас были деньги на счете, мы их не могли по закону переводить на счет города, — поясняет ситуацию директор.

Это вызвало напряжение в отношениях сада и налоговой инспекции. Владимира Кожевникова и главного бухгалтера вызывали на комиссии, отчитывали. Закончилось все тем, что в кабинет к директору пришли двое приставов. Начали они разговор, по словам Владимира Кожевникова, достаточно неординарно: «Положите, пожалуйста, руки на стол, чтобы мы их видели».

— Я по простоте душевной положил. А они мне и говорят: «А вы знаете, как защелкиваются наручники на руках у директора?».

Это, конечно, стало последней каплей. Возмущенный, Владимир Иванович написал письмо в налоговую, в котором просил разобраться в ситуации и ответить, в конце концов, должен ли сад платить налоги или нет.

Ответ, подписанный заместителем руководителя тогда еще управления налоговой инспекции по Промышленному району, был ясным: «На основании вышеизложенного, земельные участки, принадлежащие ГНУ «Ставропольский ботанический сад им. В. В. Скрипчинского», не являются объектами налогообложения и освобождаются от уплаты земельного налога». А «в вышеизложенном» сказано, что от налогов освобождаются земли, относящиеся к компонентам природной среды, биосферные памятники природы и многое другое.

Удивительные перемены

Однако проходит время, и вот в декабре прошлого года налоговики начали выездную проверку, которая завершилась только месяц назад. И пришли к выводу, что платить за землю сад все же должен. По результатам проверки составили акт о задолженности: 31 миллион рублей, из которых 21 – неуплаченные налоги, еще 10 – пеня.

В тот же день Владимир Кожевников обращается к депутатам Думы СК. Почти сразу создается рабочая группа, которая на уровне Думы должна вынести решение, должен ли сад платить налоги. В том числе и этот странный долг. Со временем сумма начала уменьшаться. Сначала на 14 миллионов — до 17. Ошибка в первоначальных подсчетах?

— Оказывается, вы двоечники! — оценивает он работу налоговиков.

Дело в том, что к снижению суммы должно привести то, что начислен налог и на ту землю, которую Ботанический сад передал городу: 52 гектара. Эта земля была передана с разрешения Россельхозакадемии после того, как Ботанический сад разрезала дорога, и обработка части земель стала проблематичной, так как перегонять технику через трассу стало довольно рискованно.

Окончание на 2-й стр.
Начало на 1-й стр.
Тогда было предложено передать городу эти земли, взамен чего саду пообещали определенную поддержку. Передали, а вот с поддержкой возникли проблемы. А сейчас еще и налог насчитали.

Недоумение вызывает еще один факт. В кадастровом паспорте, выданном в 1993 году, земли, используемые Ботаническим садом, обозначены как земли сельхозназначения. Ни гречиху, ни пшеницу здесь не сеют.

Видимо, когда выдавали этот документ, посчитали: если что-то растет, значит, земля – сельхозназначения. Но разница не в том, что выращивают, а что делают с продуктом. Сельхозпродукты объективно приносят доход своему владельцу, а значит, и налог соответствующий. Ставка составляет 0,3% стоимости. Объективно земля сада, скорее, похожа на парковую зону. Там ставка – 0,12%. 3,2 миллиона или 250 тысяч в год – ощутимая разница.

Владимир Кожевников, оглядываясь на эти события, видит причину в незнании налоговиками законов.

— Недобросовестность, недоброжелательность и, я не побоюсь этого слова, преднамеренность.

По мнению директора, там рассчитывали, что «ботаников», не знающих закон, можно ошарашить такими цифрами.

Непонятно еще, почему о каких-либо долгах дирекция сада узнала лишь после четырех лет неуплаты? Должны ли налоговики предупреждать об этом? Учитывая письмо 2006 года, безусловно, должны. Но почему-то не делали этого.

— Мне на почту пришла бумажка о том, что я должен за дачу, которой уж и не пользуюсь, 68 рублей и 3 копейки, и пени 3 рубля! – удивляется Владимир Кожевников — Это они, значит, нашли, а 21 миллион где потеряли?

Сам долг он сравнивает с мешком на голову, от которого подогнулись колени. Но сад отстоял свои права. Что было бы, если бы не устоял?
— Если бы этот акт вступил в силу, у нас было бы только два выхода: исполнять или решать вопрос в судебном порядке. А это может тянуться годы и годы.

Что скажут «двоечники»?

Сергей Матушкин, начальник ИФНС России по Промышленному району, согласился на разговор, на удивление, быстро. Это именно его подпись стоит под тем самым ответом на запрос Ботанического сада, сообщающим, что налоги платить им не надо. Он искренне удивляется, почему к нему повалила толпа журналистов.

Действительно, от СМИ ему досталось. Новость о крупных финансовых претензиях к излюбленному месту горожан была воспринята однозначно: по городу моментально разлетелся слух о том, что Ботанический сад собираются разорвать на куски рейдеры, а заказ исполняет налоговая.

Обвинять в том, что ситуация была воспринята именно так, некого. События последних лет, еще со времен Дмитрия Кузьмина, когда жителям не раз приходилось отстаивать тот или иной клочок земли от застройки, вырубки деревьев или просто захвата непонятно кем, располагают к разговорам о подготовке к обороне. К тому же подробности склоняют именно к такой точке зрения: сначала сказали «не платите», а потом пришли со счетом. Вот и пошла волна возмущения, подгоняемая неразберихой.

С другой же стороны, некоторые люди во властных структурах склонны считать, что Владимир Кожевников сам в начале событий придавал такую окраску ситуации. Что все это лишь итог его не самой яркой деятельности и ряда ошибок. Теперь таким образом он, по их мнению, пытался скрыть эти просчеты.

Возможно, так думает и Сергей Матушкин. Несмотря на то, что на разговор он согласился, диалога у нас не получилось. Какие-либо комментарии он давать отказался, сославшись на то, что вся эта ситуация – тайна отношений между налоговой службой и налогоплательщиком. То, что «тайна» – ни для кого не тайна, его не убедило. Все попытки выяснить, почему сумма долга неумолимо падает, что изменилось с 2006 года и что все же произошло бы с садом, если бы он обанкротился, встречали отпор. Натыкались на стену высказываний в форме шаблона неопределенности, «искреннего» непонимания, почему я пришел к нему с этим вопросом, и отсылок к статьям 101 и 102 Налогового кодекса. На мои подозрения в попытке уйти от ответа Сергей Матушкин сказал: «Мало ли что вам кажется. Мне тоже много чего

кажется».

Осадок-то остался

Наша последняя встреча с Владимиром Кожевниковым произошла уже после того, как в эфире передачи «Откровенный разговор» на «Радио России» они встречались с главой города Георгием Колягиным и представителями налоговой. Во время нашей встречи директор был очень воодушевлен. Видимо, он чувствовал себя победителем. Понятно, что, скорее всего, правительство примет одно из двух решений: освободить сад от налогов вообще или же снизить ставку до 0,12%, причем с 2007 года. Представитель налоговой подтвердил, что будет исполнено любое решение.

История закончится в ближайшее время, но уже сейчас ситуация стабилизировалась. Шум утих.

Но какой урок мы вынесли из этой ситуации? Что же все-таки это было? Ошибка стоимостью минимум в 30 миллионов, чей-то умысел? Откуда взялись разногласия в действиях одной и той же организации? Конечно, ситуация таит в себе много подводных течений, о которых теперь нам, видимо, не узнать.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление