Божественный смысл нравственной личности
В Северо-Кавказском федеральном округе вовсю идут приготовления к проведению II Ставропольского Форума Всемирного Русского Народного Собора. Участникам Форума, а их соберётся около полутора тысяч, предстоит обсудить проблематику, связанную с главной темой мероприятия – «Нравственная и ответственная личность – основа сильного государства». В числе известных российских экспертов, давших согласие участвовать в Форуме, – Александр Проханов, главный редактор газеты «Завтра», председатель Изборгского клуба. Он рассказал журналистам о том, какие вопросы актуальны для Ставропольского Форума ВРНС в этом году.
– В чем, по вашему мнению, состоит значение Ставропольского Форума Всероссийского Русского Народного Собора?
– Этот Собор является частью огромного движения, огромного такого настроения, охватившего все слои русского и российского общества. И волна этих московских соборов катится в разные стороны на север, на юг, в другие зоны. Ставрополье – это площадка очень сложная, многомучительная и очень актуальная для обсуждения русского фактора, русской идеи, русско-имперской сущности. Я думаю, она найдет свое воплощение.
– Как вы можете трактовать тезис, что нравственная личность – это основа крепкого государства?
– Если крепкое государство основано на олигархизме, когда в основе полицейского, крепкого, мощного, стабильного государства лежит купец, стяжатель, лежит компрадорский буржуа, если государство основано на гнилой стяжательской буржуазии, то нравственная личность не может лежать в основе этого государства, она будет с этим государством сражаться, будет восставать против всех его принципов в его основе. Нравственная личность важна в государстве, которое само построено на нравственных принципах. И традиционное для России имперское многонациональное государство, оно отвечает глубинному коду русского исторического сознания, но он не единственный. Второй код, который всегда присутствовал в русском историческом сознании, – это код, связанный с идеей вселенской справедливости, с идеей божественной справедливости, с идеей райских смыслов. Эти райские смыслы сопутствовали русскому человеку со сказочных древних времен, вплоть до сталинградских, сталинских атакующих и погибающих на пулеметах солдат, поэтому вот такая личность вместила в себя эти заповеди и несет в себе гигантскую мечту по построению абсолютно справедливого божественного общества. Она, конечно, должна стоять в основе Российского государства. Но личность эту я бы не назвал нравственной. Слово «нравственность», оно какое-то странное, какое-то гуманитарное. Эта личность должна быть богооткровенной. Эта личность должна нести в себе вот эти божественные смыслы русской истории и русского рая. Вот такая личность будет лежать в основе нашей грядущей империи, нашего грядущего царства.
– Можно ли воспитывать в человеке нравственность? Какими способами?
– Допустим, учитель – развратник, педофил, аморальный лжец. Может ли он воспитывать что-нибудь нравственное? Нет, не может. Нравственного человека может воспитать только нравственный человек. Как воспитывать? Очень просто. В центре воспитания должны стоять богооткровенные личности, богооткровенные проповедники, педагоги. Ими может быть мужчина, женщина, ими может быть офицер без одной ноги или батюшка, священник в драной рясе, без алмазных крестов на груди. Этим проповедником может быть действительно глубоко нравственный, истинный, сопоставляющий свою жизнь с высшими смыслами человек, и тогда вокруг этого человека будут спасаться многие. И если будет учебник по нравственности, а этот учебник будет преподавать сиплым голосом спившийся человек, какая нравственность? Нравственность не является предметом воспитания. Нравственность – это результат коллективного национального действия, во время которого человек ставится перед выбором – совершить ли ему дурной или добрый поступок, умереть ли ему за Родину или убежать с поля боя.
Пресс-служба Штаба по организации и проведению
II Ставропольского Форума Всемирного Русского Народного Собора.