"Божий одуванчик" саженью в плечах, или про дискриминацию по возрасту

Тамара Коркина
Психолог «Центра социального обслуживания населения» Виталий Яхонтов обратился в редакцию со словами: “Больно смотреть, как уничижительно относятся у нас к людям старшего возраста. Наши социальные работники сталкиваются с этим ежедневно, мы часто выезжаем на дом, успокаиваем наших подопечных. Но дискриминация по возрасту — это далеко не локальное явление. Как его называют психологи – эйджизм — составляет чуть ли не основу нашей повседневной жизни”. Дальше наш разговор вылился в интервью, которое мы и предлагаем нашим читателям.
 

Обесценивающее слово “пенсионер”

— Мне, как психологу, приходится работать и с самими социальными работниками, которые сталкиваются с бездушием, жестокостью и агрессивностью близких родственников подопечных. Вот один факт: мать продала трехкомнатную квартиру, купила дочери дом. Пока могла помогать молодой семье, готовила, стирала, убирала – была вроде бы ее полноценным членом. Но как только заболела, стала беспомощным инвалидом, ее тут же отселили во времянку. И не только отселили, а и забыли о ней. Тревогу забили соседи, стали звонить во все инстанции – женщина лежит без еды и лекарств, неухоженная. Как можно относиться к этой ситуации? Только с огромным возмущением. Я могу привести множество таких историй – они в нашем учреждении на каждом шагу. Снижается активная роль бабушки, матери, отца в семье – и человек тут же обесценивается, становится ненужным. Причем пугает то, что уничижительное отношение к старикам стало не декларируемой никем нормой.

Возьмите наше телевидение. Многие, наверное, запомнили такой сюжет. Женщине 57 лет, она утром становится на роликовые коньки, берет сумку почтальона и буквально несется от дома к дому, бросая в ящики письма и газеты. Из­за этих коньков она и попала на экран. Но как о ней рассказывается! «Старушка», «шустрая пенсионерка» — по­другому ее просто не называли. Или на экране добрый молодец 62 лет, косая сажень в плечах. «Этот «божий одуванчик» умудрился вместить в своей однокомнатной квартире 140 коллекционных самоваров!» ­ восторгается репортер. Прислушайтесь к экранному повествованию — оно переполнено неуважением не только к старшим, но и просто к личности, переступившей пенсионный возраст. Само слово «пенсионер» стало в нашей стране уничижительным и как­то сразу обесценивающим человека.

Что такое эйджизм?

— Вернемся к красивому и пугающему термину «эйджизм». Что это такое?

— А это такое социально­психологическое, политическое, экономическое явление, которое существует в нашем обществе. Мы видим, слышим и чувствуем его во всех сферах, во всех аспектах нашей жизни — общественно­социальной, семейной и личностной.

Дискриминация по возрасту, или эйджизм, означает отрицательное или унижающее отношение к человеку из­за его возраста. Р. Батлер, известный специалист в области социальной геронтологии, автор этого термина, описал эйджизм как «отражающий глубоко затаенную тревогу некоторых молодых и людей среднего возраста, их личностное отвращение и ощущение неприязни к старым людям, болезням, инвалидности и страх беспомощности, бесполезности и смерти».

Хотя можно говорить об эйджизме не только по отношению к пожилым возрастным группам. Откроем, например, рубрику «Приглашаем на работу» и читаем: «…не старше 20» «…не старше 25». А «не старше 35 лет» — почти в каждом приглашении. Думаю, большинство читает подобные объявления с недоумением: опыт, ответственность, знание специальности приходит с годами. А что касается женщин, то самые ценные работники из них после 40 — 50 лет, когда дети вылетели из родительского гнезда и не надо неделями и месяцами сидеть с малышами на «больничном». То, что «пожилой возраст» многие работодатели сдвинули до границы в 35 лет, не только неправильно, но и опасно для общества.

Любимый дед или «старая кошелка»?

— Что для вас, как психолога, работающего со старшим поколением, наиболее важно донести до наших читателей, молодых и не очень?

— То, что дай Бог нам всем стать стариками, не сойти с дистанции тогда, когда мы молоды и полны желания жить. Поскольку старость – наше будущее, то ее нужно готовить, чтобы жить комфортно, полноценно и со вкусом. Время от времени не вредно мысленно побывать в неизбежном будущем, прикинуть, все ли в порядке с нашей социальной активностью, с нашим социальным и семейным статусом. Можно ответить самому себе на вопросы: где я, в «теплой осени» или в «суровой зиме»? Я уважаемый в семье и в обществе человек, любимый детьми и обожаемый внуками, или наоборот? Мне уважительно уступают место в транспорте и пропускают вперед в очереди? Или мне больше светит «старый, что малый», «старый козел», «старая кошелка»? Обо мне заботятся близкие или я целиком завишу от государственных служб социальной помощи и защиты? Нам всем надо понять, что нынешний день и день завтрашний, осенний, перейдут один в другой органично и незаметно для нас самих, таково неуклонное движение жизни. Этой дорогой прошли миллиарды. И то, как мы сегодня относимся к старикам, завтра молодые и юные возьмут на вооружение по отношению к нам самим.

— Давайте поразмышляем, почему старость в нашей стране не уважаема и вызывает агрессию?

— На мой взгляд, длительное время происходило размывание идеалов уважения к старости и мудрости. Человек стал «винтиком» социального организма, нужным только в «рабочем состоянии». К тому же наши старики могут только восхищаться тем, что их зарубежные сверстники выход на пенсию воспринимают как долгожданную свободу. Они заработали и на поездки в Париж, и на отдых на престижных курортах, и на полную материальную независимость от детей и внуков. В нашей стране большинство из тех, кто вышел на заслуженный отдых, сразу с головой окунаются в нищету. Тут можно вспомнить начало девяностых, когда люди разом потеряли накопленные за всю жизнь сбережения.

Определенное влияние на отношение к старикам и старости у нас оказало явление геронтократии, то есть власти стариков. Консерватизм политического руководства исключал уход в отставку и предусматривал, по сути дела, пожизненное занятие главенствующего поста. Застойные явления в партийном и советском аппаратах тормозили естественный процесс смены поколений, что переносилось массовым сознанием на свойства самой старости.

Плохие

и хорошие стереотипы

<

— Виталий Анатольевич, а не считаете ли вы, что все мы очень подвержены стереотипам, и особенно — в отношении людей старшего поколения? Я сошлюсь на вашу «старушку» на роликовых коньках и «божьего одуванчика» саженью в плечах.

— Безусловно, стереотипы есть, причем как позитивные так и негативные. Если взять во внимание, что пожилыми люди, по мнению некоторых исследователей, считаются с 51 года и старше, то стереотипы касаются миллионов сограждан. Самое обидное, что они часто мешают нам воспринимать людей определенного возраста дифференцированно, как индивидуумов, ярких личностей.

По мнению ученых и практиков, среди негативных стереотипов, существующих в обществе, наиболее укрепились такие: большинство пожилых людей бедны. Им трудно свести концы с концами из­за инфляции. Работоспособность, продуктивность, мотивация, способность воспринимать новшество и творческая активность у пожилых людей ниже, чем у молодых работников. Большинство старых людей живут в социальной изоляции, многие – в домах престарелых. С точки зрения социальных работников, многое совпадает с их наблюдениями.

Бытуют и позитивные стереотипы. Например: многие старики живут неплохо, у них есть накопления. Государство достаточно хорошо обеспечивает их пенсиями и пособиями. Старики ­ большая политическая сила, они дружно голосуют и выбирают лидеров. Они едины, и их много. Пожилые легко сходятся с людьми, они добры и приветливы, отличаются зрелостью, жизненным опытом и мудростью, а также добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам.

Я думаю, что в большинстве своем пожилые люди именно такие. Мы это видим по своим родителям, дедам. Да и кое­кто из нас, подбирающихся к «осенней поре», замечает уже эти качества у себя.

— Я как­то прочитала, что возраст – это один из самых устойчивых комплексов России. И понимаю это так, что общественное мнение постоянно пытается навязать человеку «возрастное поведение». Создали молодые люди семью — «утихомириться бы им, а они все на танцульки бегают». Или — «а она все юбки короткие носит». Дальше – «чего это она в такие брюки выпендрилась, не молодая уже». И так всю жизнь. От чего, на ваш взгляд, это происходит?

— Как ни банально звучит, но это российский менталитет. Если я не ношу, то почему она носит? Если я не хожу, почему он ходит? Когда мы поймем, что личность суверенна, индивидуальна и может поступать, как ей хочется (естественно, в рамках закона, не ущемляя права других), тогда жить нам всем станет значительно легче.

 

tkorkina@vechorka. ru



Последние новости

Все новости

Объявление