«О росте закупочной цены на продовольственную пшеницу и другие виды сырья» — по такому насущному вопросу прошло совместное заседание комитетов по аграрным вопросам и продовольствию и по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Государственной Думы Ставропольского края.
Хотелось бы
«вкусить плоды»…
Заседание вел первый заместитель председателя Госдумы Михаил Кузьмин. Открывая его, он сразу акцентировал внимание участников на том, что рост закупочных цен на зерно — очень острый вопрос. Сложившаяся на сегодня ситуация вполне может привести к резкому повышению стоимости хлеба и хлебобулочных изделий. Это при том, что в этом году собран рекордный урожай и ставропольцы настроены «вкусить плоды» такого трудового достижения.
В качестве иллюстрации к положению с хлебом был взят Ставропольский хлебокомбинат № 3.
Как сказал его генеральный директор Юрий Долбнев, с 20 апреля цена на зерно возросла и составила 6 рублей, в результате чего завод понес большие убытки. В июне, например, они составляли больше 10 миллионов рублей.
— Мы попросили у правительства края две тысячи тонн зерна, чтобы удержать цены. Нам выделили товарный кредит по 5 рублей 50 копеек за килограмм под 33 процента. В итоге килограмм обошелся 7 рублей 50 копеек, что снова привело к убыткам. Сейчас мы работаем на зерне по 7 рублей 30 копеек, тогда как нам необходима цена не выше 6 рублей. Тогда мы продержимся без повышения стоимости хлеба до нового урожая. Если в ближайшие две недели заводу не будет оказана помощь и он не получит зерно по 6 рублей за килограмм, отпускная оптовая цена социальной буханки в 600 граммов повысится до 13 рублей.
Завод № 3 выпускает 45 — 50 тонн хлеба и хлебобулочных изделий в сутки, это 65 процентов всего «хлебного» объема в Ставрополе. А в нем 85 процентов – социально значимая продукция.
Но он флагман не только краевого центра, но и всего Ставрополья, ценовая политика которого складывается в том числе и по результатам работы этого предприятия. Проще говоря, подними цену хлебозавод № 3, на другой день цена на хлеб повысится во всем крае.
Окончание на 2-й стр.
Начало на 1-й стр.
Кому служит «Ставагроуниверсал»?
Кто-то из депутатов заметил, что городские администрации сами должны заготавливать зерно с августа по октябрь, заботиться о своем населении. На это последовало жесткое возражение председательствующего: в бюджете города на это не заложено средств, у города нет элеватора и вообще это не дело муниципального образования. Другой разговор — создание регионального зернового фонда. Сейчас есть «Ставагроуниверсал», который с такой целью и создавался — регулировать цены на пшеницу. В нем сегодня неснижаемый остаток — 25 тысяч тонн. Закупалось зерно по 3351 рублю за тонну, 3 рубля 35 копеек за килограмм. Отпускает же предприятие хлеб по значительно более высокой цене. «Фонд пытается нагреть руки на нынешней социальной проблеме, забыл, что он не спекулянт, а служит краю», — прозвучало на заседании. Вообще в адрес этого предприятия было много критики, вплоть до упрека в криминализации его деятельности. Депутаты долго пытались разобраться, какая это структура — государственная или коммерческая. Если она переродилась в коммерческую, то нужно все зерно передать правительству края и создавать предприятие заново.
Такие фонды очень эффективно работают в Краснодарском крае и Ростовской области, удерживая стабильные цены на хлеб.
Что касается флагмана хлебопекарной продукции, завода № 3, то к нему был и такой вопрос: есть ли у завода долгосрочные договоры с хозяйствами на поставку зерна? Ответ, что у них не всегда хорошее качество, не та клейковина, вызвал протест у депутата-аграрника Александра Шиянова. Он подчеркнул: сейчас есть такие технологии, что можно не особо привередничать и выпускать хорошую продукцию из того, что есть в хозяйствах. Тем более что тем есть куда девать зерно — десятки тысяч тонн, например, отгружаются в Ростовскую область.
Сколько
в буханке муки?
На заседании, где горел сыр-бор по поводу стоимости буханки хлеба, выяснился такой факт: в стоимости буханки хлеба на муку приходится всего 37 процентов, все остальное — другие затраты, которые тоже надо контролировать.
В ходе обсуждения выяснилось, что повышение цены на хлеб — вовсе не фатальная, а абсолютно управляемая ситуация. Надо поднапрячься правительству края, подготовив комплекс мер, надо быть понастойчивее депутатам, надо разобраться со «Ставагроуниверсалом» и создать нормальный стабилизационный фонд. Надо, наконец, просить министра сельского хозяйства РФ Гордеева разрешить из имеющихся на наших элеваторах 100 тысяч тонн зерна 35 тысяч оставить краю. Когда депутаты настаивали на этом, то «не нашли у правительства понимания». В итоге — «все мы проморгали ситуацию с зерном. Его можно было по низкой цене закупить сколько угодно».
Вот такое обсуждение состоялось. Депутаты намерены требовать от правительства разработки кардинальных мер. Бог им в помощь, как говорится. Также прозвучала уверенность, что повышения стоимости хлеба в Ставрополе и крае не будет.