Бывают же такие люди!
У творческих людей возраст никогда не определяет степени их таланта («Нет у поэта отчества, творчество – это отрочество», - как писал один из них). У меня, у литератора, «литературные» друзья - в возрастном диапазоне от 12 до 85, и они весьма интересны друг другу, думаю, что их читателям – тоже. Один из таких литературных друзей - Шамиль Байтоков, семиклассник из ставропольской школы №7. Познакомились мы с ним вполне традиционно – он пришел на занятия в секцию «Журналистика» Малой академии наук ДДТ, но совершенно нетрадиционным оказался подход Шамиля к тому, что я говорю, даже вскользь. Упомянула, скажем, Эразма Роттердамского «Похвала глупости», а Шамиль на следующее занятие уже приходит с прочитанной книжкой. Говорю о Лидии Чуковской, а он уже в библиотеке «Софью Петровну» откопал и может поговорить со мной о ее содержании вполне компетентно. А первой работой Шамиля, которую я прочитала, оказалось эссе, где он рассмотрел личность Анны Ахматовой с точки зрения ее фамилий: «Вы знаете, Г.Г., ее девичья фамилия - Горенко, псевдоним Ахматова, а по паспорту она была Гумилева!». Столь необычный подход автора к личности героя меня тогда просто изумил.
Причем, учтите, Шамиль - никакой не «ботаник», не выскочка и не зубрилка. Просто он – творческий человек, и ему интересно все: литература, театр (сам играет в школьном), публицистика, люди… Собственно, они-то и подвигают Шамиля на создание таких небольших ярких «эссешек», одну из которых мы предлагаем вниманию читателей «Вечернего Ставрополя». Кстати, всяких чудных историй с Шамилем Байтоковым случается немало, поэтому свою специализацию в литературе он называет так: «эссеистика». Жму руку, коллега!
Галина Туз, литератор.
Я ужасно не люблю подземные переходы. Там всегда невероятная «толкучка», не очень приятно пахнет, а также множество людей без определенного места жительства, которые просят милостыню. Можете назвать меня бессердечным, но я никогда не бросаю монетку в кружку. Коли у тебя руки, ноги и голова целы – отчего не хочешь идти работать? Нет образования? Так дворникам не требуется диплом! Водка проклятая сгубила, и ты пропил свое жилье? Это ж кто в тебя, горемычного, насильно вливал огненную воду?
Но иногда в подземку все-таки приходится спускаться. Однажды, не успел я пройти и двух метров, как меня кто-то дернул за рукав куртки. Я уже думал, что это очередной нищий, просящий милостыню, но около меня стояла чистая, ухоженная девочка лет шести, в розовой куртке и зеленой шапочке, из-под которой торчали косички. Девочка смотрела на меня зелеными глазами в пол-лица.
- Мальчик! Я потерялась! – пропищала мне девочка.
Надо сказать, что в критических ситуациях я теряюсь, не знаю, что делать. Не бросать же девочку в переходе! Я взял ее с собой. Дома напоил ее чаем с конфетами и спросил, почему из кучи людей она выбрала именно меня. Ответ оказался очень прост. Оказывается, мама твердила девочке, что разговаривать с незнакомыми дядями и тетями нельзя. А я еще не дядя и уж тем более не тетя. Надо было искать родителей девочки, но оказалось, что она знает, что ее зовут Катя и что она ходит в какой-то детский сад.
Ни своей фамилии, ни номер детского сада, ни сколько ей лет - она не знала. На вопрос: «Как зовут твою маму?» - она отвечала: «Мамочка», а на вопрос: «Где она работает?» - Катюша говорила: «На работе». Ну что ж, совершенно логичные ответы!
Пока домой не пришел папа, я не звонил в милицию. Уже он вызвал милиционеров. Они приехали утром, но не одни, а в сопровождении разъяренной мамы девочки. У нас с ней состоялся крайне неприятный разговор. Оказалось, что девочка и ее мама пошли на рынок, и, когда родительница увлеклась какими-то бусами, Катя ушла. Неизвестно, как девочка дошла до подземки, где встретила меня. Вместо того чтобы отблагодарить нас за то, что девочка осталась в тепле, накормленная и чистая, мамаша орала как ненормальная. Особенно меня поразила ее фраза: «Нет, ну потеряла я девчонку, так какого ты чужую хапаешь? Не твоя, не лезь! А вдруг ты ее тут изнасиловал!».
В конце концов папа потерял всю интеллигентность и вытолкал сумасшедшую и ее дочку из квартиры.
Ни с Катюшей, ни, слава богу, с ее мамой, я больше не встречался. Но бывают же такие неблагодарные люди!
Из-за того, что она не смотрела за девочкой, с той действительно могло случиться ужасное.
Но хорошо то, что хорошо кончается.
Шамиль Байтоков.