Бюджет съест зарплата. А муниципалитеты будут жить по новым правилам
Ольга ТокмаковаПеред обсуждением основных вопросов повестки дня было вынесено предложение обратиться к Михаилу Фрадкову с тем, чтобы включить финансирование строительства акушерского корпуса городской больницы № 4 в соответствующую федеральную адресную программу. Тем более что первым среди приоритетных направлений работы, которые назвал Владимир Путин 5 сентября, было как раз здравоохранение.
Основным докладчиком на этом заседании ГДСК была Татьяна Погорелова – министр финансов края. И самым оптимистичным в ее докладе по исполнению бюджета на этот год было перевыполнение плана по доходам, которые приходят в краевой бюджет из двух основных источников: собственные доходы и трансферты. По обоим перевыполнение составило примерно 108 процентов. Если конкретнее, то увеличение доходных сборов в первую очередь обеспечили налоги на прибыль. Лучше собирался транспортный налог - 93 процента от плана, для сравнения, раньше этот показатель был 50 - 60 процентов. Явный недостаток сборов ощущается в сфере акцизов на алкогольную продукцию.
Выступление председателя контрольно-счетной палаты ГДСК Андрея Колесникова уравновешивало оптимизм министра финансов иными цифрами. Плохо то, что собственных доходов в крае 52 процента, и наполнение бюджета края из этого источника остается большой проблемой и на следующий год. По мнению докладчика, в первую очередь надо решать проблему наполнения доходной части муниципальных бюджетов. С тех пор, как с 1 января 2005 года край стал жить в рамках федерального закона № 131, жизнь муниципальных образований, а их теперь 315, стала проблемной. Только 23 процента муниципалитетов выполнили план по доходам, 7 муниципальных образований выполнили план по доходам всего на 10 процентов, 47 – менее чем на 30 процентов. Татьяна Погорелова на сей счет имеет свое мнение. По ее словам, тот запас прочности, который был заложен в консолидированном бюджете-2005, себя оправдал и форс-мажоров из-за реформы местного самоуправления не случилось.
Тем не менее, считают депутаты, к идеологии ФЗ № 131 край так и не приблизился. Бурного развития экономики не получилось, скорее, наоборот. В качестве примера привели два ставропольских поселка – Цымлянский и Птичье, где налоги хронически не собираются. На заседании ГДСК было сказано, что от коренного населения здесь осталась кучка пенсионеров, и, по сути, там образованы два неставропольских «государства», которые скоро потребуют независимости.
По большому счету, смысл идеологии ФЗ № 131 в том, чтобы снизить дотационность муниципальных бюджетов. А на деле, после года реформы депутаты опасаются того, что край подойдет к черте, когда автоматически придется содержать муниципалитеты. Именно поэтому оперативно принимается краевой законопроект о межбюджетных отношениях. Речь идет об ином механизме передачи доходов с регионального на муниципальный уровень. Как пояснила Татьяна Погорелова, в этом году федеральное законодательство уже позволяет - правда, только по согласию муниципалитетов – заменять им дотации возможностью сбора отдельных налогов. Проблема, которая остается, – это бюджетное выравнивание. Потому что есть объективно бедные и объективно богатые муниципалитеты. Раньше это выравнивание проводили за счет края, в следующем году выравнивание выводится на районный уровень. Один из основных вопросов, который надо решить, это создание стимула муниципалитетам, для того чтобы они сами захотели увеличивать свой налоговый потенциал. Все это отражено в краевом законопроекте о межбюджетных отношениях, который и был принят в первом чтении на заседании краевой думы и уже будет опубликован в конце этой недели.
И, наконец, на заседании краевой Думы рассмотрели концепцию консолидированного бюджета Ставропольского края на 2006 год, одобренную правительством и направленную в ГДСК губернатором края. Докладывала опять же Татьяна Погорелова. Дефицит бюджета получился запредельно огромный – 2,6 миллиарда рублей, что нарушает установленный федеральным законодательством принцип сбалансированности бюджета (невозможно превышение расходов над доходами более чем на 15 процентов). В концепции – это еще не бюджет, но основная его идея - прогнозируется увеличение доходов на 3,3 миллиарда рублей, а увеличение расходов более чем на 5 миллиардов рублей. Основные расходы – 11 миллиардов рублей – уйдут на зарплаты бюджетникам и содержание военнослужащих. Это более 40 процентов от расходной части бюджета. Кроме того, расходы возрастут за счет роста тарифов на энергоносители, доплат сельским бюджетникам, содержания сельских льготников, увеличатся жилищные субсидии, добавятся расходы на содержание 300 пожарных и помощников мировых судей. Что касается последних социальных инициатив президента страны (четырех приоритетных национальных проектов), то они будут финансироваться через отдельные федеральные программы.
Из всего сказанного можно было понять, что будущий краевой бюджет – жертва монетизации и ряда последних президентских новаций. Это и есть причина дефицита бюджета Ставропольского края, который диссонирует с громадным, как сказали на думе, профицитом федерального бюджета. В этом смысле край очень интересуют особенности политики выравнивания бюджетов российских регионов. Ведь та ситуация, которая сложилась в нашем регионе, ставит его под угрозу потери финансовой самостоятельности и обрекает на жизнь в кредит. В итоге депутаты краевой Думы единодушно отклонили концепцию бюджета-2006, предложенную правительством края. Разногласия по концепции будет рассматривать специально созданная согласительная комиссия.