Человек из «золотого фонда России»
Тамара КоркинаЖизнь
в розовом цвете
Сидим в кабинете Папениной, где дверь, по-моему, вообще не закрывается. Вот как к себе домой зашла группа респектабельных мужчин, у которых в зале проводится какое-то мероприятие. Заговорили, зашумели. Эмоций подбавила появившаяся в концертном платье ведущая. Подошли степенные депутаты городской Думы. При этом беспрестанно трезвонит телефон.
По ходу разговора понимаю, что звонят из городского и краевого женсоветов, из службы губернатора, из администрации города, из вузов. Текущая вокруг меня жизнь напоминает сумасшедшую карусель. Начинаю потихоньку нервничать – работать просто невозможно.
Любовь Николаевна поглядывает чуть виновато, но при этом и весело. Постоянно вскакивает – кого-то сама обнимает, кто–то ей нежно ручку целует. Она в этом ритме – как рыба в воде. Смеясь, говорит мне:
— Я, как ребенок, — в розовом цвете живу. Попадаю сюда – и полностью растворяюсь.
Умное решение
Наговорившись, наслушавшись и начитавшись о Папениной, я начинаю понимать, почему ее вот уже три года подряд объявляют лучшей женщиной - предпринимательницей России. Это при ее-то должности – директор Дворца детского творчества, который многие по привычке и сейчас называют Дворцом пионеров.
Думаю, многие горожане знают, что нынешний Дворец детского творчества, расположенный по улице Ленина, строился как Дом политического просвещения. Судьбу богатого современного здания резко изменил Михаил Сергеевич Горбачев. Приехав в середине восьмидесятых в Ставрополь, он предложил отдать его детям. Как бы сказал поэт, «и лучше выдумать не мог».
Дорогому камню повезло с дорогой оправой. Руководителем нового современного детского учреждения назначили Папенину. Чтобы понять, почему именно ее, стоит сделать небольшой экскурс в прошлое.
Экскурс
в прошлое
И сейчас многие помнят то время, когда гремел, звенел и блистал всеми гранями Дом пионеров и школьников Промышленного района. Располагался он на проспекте Ворошилова, возглавляла его Любовь Николаевна.
— Это моя судьба: с третьего класса была вожатой в отряде, потом училась в классе старших пионервожатых. А в одиннадцатом в школе № 17 работала наравне со взрослыми старшей пионервожатой. После окончания школы поступила в пед-институт, на физико-математический факультет. И здесь организовала школу по подготовке старших пионервожатых. Перед окончанием института меня избрали на пленуме секретарем горкома комсомола по вузам и школам.
А потом Любовь Николаевна вышла замуж за сокурсника Виктора Папенина, и они вместе уехали в Арзгир. У обоих было «огромное желание поработать в сельской школе».
В Ставрополь вернулись через три года с сыновьями, Володей и Толиком.
Наверное, тут Любовь Николаевна впервые испытала растерянность. Сейчас она вспоминает, «как по великому блату» устроилась в детский сад воспитательницей – с высшим образованием в дошкольные учреждения категорически не брали. «За год мои дети научились читать, писать, лепить».
А потом коллектив детсада послал ее делегатом на городскую конференцию профсоюзов и заодно – и на августовские чтения.
Главная дорога жизни
Вот так вроде бы случайно и вышла она на главную дорогу своей жизни. Встретилась ей Зоя Андреевна Швыдко, директор краевого Дворца пионеров,
Зная Любовь Николаевну, предложила ей организовать филиал в новом Юго-Западном микрорайоне. Вот тогда на проспекте Ворошилова и закипела бурная жизнь.
Дом пионеров стал буквально вулканом, ежедневно извергавшим все новые и новые инициативы, почины, методы работы с детьми. Об этом много написано. Все пятнадцать лет, что была здесь директором Любовь Николаевна, изучены, систематизированы и обобщены коллегами. Работа с детьми по сути своей не может подчиняться реформаторским веяниям и политическим переменам. Дети органичны и искренни в своих чувствах, они либо любят и увлекаются, либо остаются равнодушными.
Думаю, большинству людей «советского времени» не надо разъяснять, что такое пионерское движение и какую роль оно играло в становлении юношества. Я начинала свою журналистскую жизнь в молодежной газете. Сколько же очерков, зарисовок написали мы о ребячьих комиссарах! Это были действительно увлеченные, азартные люди, обладавшие немыслимо мощным гражданским зарядом, которые притягивали ребят к себе словно магнит.
Школы пионерского и комсомольского актива, летние лагеря, где дети проходили науку человеческого общения, спартакиады, соревнования «Веселые старты», трудовые десанты, «Зарницы», пионерские плавки металлолома и еще многие десятки интереснейших мероприятий, каждое из которых становилось событием в жизни детей, — это и была повседневная работа Папениной и ее коллег. Сколько идеалов тогда состоялось, сколько умных управленцев вышло из всех этих школ, сколько красивых судеб в них вызрело! Благодаря таким, как Папенина, пионерско-комсомольское движение осталось главным украшением и смыслом жизни миллионов людей.
Охотники за квадратными метрами
В начале девяностых в стране началась сумасшедше-суетливая работа по переделке и переименованию примет и устоев прежней жизни. Была «отменена», признана непригодной для нового капиталистического времени и прекрасно отработанная система внешкольной работы с ее пионерскими и комсомольскими организациями, кружками, секциями, различными учреждениями.
Все, что осталось от большой, хорошо налаженной работы, стало теперь называться «дополнительным образованием детей».
Главная заслуга Папениной в том, что она не дала пропасть ни крохе из того, что постигала и копила всю жизнь.
В начале много сил ей пришлось потратить на то, чтобы приспособить шикарный Дворец под жизнь детей. Сейчас Любовь Николаевна с улыбкой вспоминает, как беспокоился Владимир Суренович Маркарьянц, «чтобы она там все не перестроила и не переделала». Приезжал, смотрел, соглашался, что и так вот детям будет лучше, и этак. Мало-помалу Дворец стал таким, каким виделся директору.
Потом Папениной пришлось пережить сильный натиск желающих арендовать в новом современном помещении квадратные метры. Ей и грозили, и обещали сытую жизнь, и рисовали разные перспективы — как радужные, так и с мрачноватым оттенком. Сейчас город может сказать большое человеческое спасибо женщине, которая ничего не продала и не предала интересы детей. В том, что сегодня Дворец полностью, до единого метра, принадлежит детям, заслуга в основном ее, Папениной. Хотя она, конечно, на мое такое утверждение тут же горячо возразила, что ее поддерживали и администрация города, и городские и краевые органы образования, с которыми Дворец плотно работает.
Чему учатся дети сегодня
Новое время не только отвергало, но и предлагало, предоставляло возможность самостоятельно управлять и решать проблемы. Папенина этим воспользовалась максимально, используя весь свой накопленный опыт. Не буду рассказывать о новом хозяйственном механизме, введенном ею, о разработанном пакете базовых документов, об уставе Дворца, о положении о надбавках и доплатах — все это читать довольно скучно. Главное — во Дворце работают около 250 педагогов и обучаются более восьми тысяч человек по 120 различным видам деятельности. Это почти треть учащихся города. В структуре Дворца - 12 подразделений, центров, отделов, служб, 66 филиалов на базе общеобразовательных учреждений. Здесь работает Малая академия наук, к занятиям с ребятами привлечены 68 кандидатов и докторов наук. Чтобы дать понятие о том, чем увлекает Дворец современных детей, назову лишь некоторые направления его деятельности: этикет, культурология, экономика и маркетинг, информатика, детская телерадиокомпания, кинология, бодибилдинг, спортивное скалолазание и еще много-много чего. Таких направлений здесь — сотни.
Вот за все это Любовь Николаевна Папенина и занесена в книгу «Золотой фонд России». Хрупкая, изящная женщина по-исполински взвалила на свои плечи все самое лучшее из детства советской эпохи и бережно перенесла этот груз в сегодняшнее сложное, противоречивое и конфликтное время.