Человек на своем месте
Валерий МанинЗима в горах — не самое лучшее время года. Это даже если сидишь в теплой квартире. А блокпост федеральных войск, что в середине девяностых годов прошлого века расположился у Хасавюрта и контролировал дорогу из мятежной Чечни в условно спокойный Дагестан, вообще мало подходил не только к длительному в нем проживанию, но даже и для случайной ночевки. Бетонные блоки, между которыми свистел ветер, приносивший откуда-то с близких гор колючий снег, окопы, кое-где укрепленные изогнутыми самым причудливым образом стволами деревьев, местами накрытые ветками, — тепла все это не давало, но скрывало от противника слабый огонек костра, не столько согревавшего тело, сколько душу. А согретая душа тянется к родному — несется в мечтах к отцовскому дому, оставшемуся в совсем не далеком Ставрополье, любимой девушке, от которой недавно получил короткую весточку, и незаметно глаза, уставшие от бесполезного вглядывания в кромешную тьму, слипаются, грозя несчастьем и самому их обладателю, и друзьям, примостившимся в затишке у вагончика.
Заместитель командира взвода милиции особого назначения УВД по Ставропольскому краю старший лейтенант Иван Ескин хорошо знает коварство ночных мечтаний солдат. Сам к тому времени на службе находился без малого полтора десятка лет. Надев погоны еще в 1982 году, когда был призван в Советскую Армию, где честно отмолотил два положенных года наводчиком танка Т-64, он не снимает их и до сего дня, лишь поменяв сержантские «лычки» на офицерские звезды.
После увольнения в запас Ескин недолго наслаждался «дембельским» кайфом. Воспитанный в крестьянской семье, Иван хорошо знал цену труду и вскоре устроился на работу в патрульно-постовую службу. Восемь лет помкомвзвода старший сержант Ескин охранял покой жителей Ставрополья, добросовестно патрулируя улицы краевого центра. За это время он понял, что служба в милиции — это для него. Воспитанный в патриархальной строгости, Иван всегда с уважением относился к самому закону и к тем, кто стоит на страже его. Поэтому стало вполне естественным, что он поступил в высшую юридическую заочную школу МВД СССР, которую благополучно окончил.
Физически крепкий, как и большинство парней, воспитанных на селе, он обратил на себя внимание руководства Отряда милиции особого назначения (ОМОН), куда в качестве помощника командира отряда и перешел в октябре 1992 года.
Это только в глупых телевизионных сериалах про «ментов»
ОМОНовцы выглядят гориллоподобными тупицами, только и умеющими что размахивать дубинками. Мне приходилось видеть этих ребят в работе. Конечно, не спецназ ГРУ, но дело свое тоже знают добре. Так ведь было где тренироваться. Тот же Ескин прошел и через развалины уничтоженного землетрясением Ленинакана, где самую большую опасность представляли не остатки падающих от дуновения ветерка домов, а мародеры, пытавшиеся нажиться на беде соседей, был в пылающем человеческой ненавистью Владикавказе времен осетино-ингушского конфликта и, конечно же, в Чечне, где в то время уже старший лейтенант Ескин в составе объединенной группировки сил МВД России с февраля 1995 по май 1997 года трижды был в командировках, помогая проведению контртеррористической операции на территории Северного Кавказа.
Вот и той вьюжной зимней ночью 1996 года Ескин не спал — он понимал, что лучшего времени для злодейства, чем это, не бывает. Старлей то протискивался вдоль траншей, то пробирался до передовых дозоров, не позволяя солдатам даже на мгновение смежить веки, то угощал сослуживцев сигаретами — глядишь, табак сон прогонит. И не зря так волновался офицер.
Когда уже начали чуть розоветь дальние вершины гор, на фланге сработала «сигналка» — в воздух с противным свистом одна за другой взвились разноцветные ракеты, свидетельствуя о том, что кто-то посторонний попытался приблизиться к блокпосту. Солдаты ответили короткими, злыми очередями, разрезав предрассветный мрак яркими трассерами. Из темноты потянулись ответные светящиеся нити, которые, упершись в бетон блокпоста, рассыпались разноцветными светлячками.
Натолкнувшись на организованную оборону, невидимые нападавшие быстро прекратили обстрел и удалились. Ескин прошелся по рядам защитников блокпоста — все 24 бойца были в целости и сохранности. А что бывает лучше для командира, когда и задание выполнено, и потерь нет?
Но такая служба выматывает, в первую очередь - психологически. Мне приходилось видеть бывалых воинов, кидавшихся в драку по поводу и без него, я видел людей с притупленным чувством опасности и меры, знаком с теми, кто после пяти-шести лет службы издерганную вконец нервную систему «реанимировал» спиртным, у кого развалились семьи, не выдержав «заскоков» их глав…
А что взамен? Очередная звезда на погоны, медаль на грудь да «боевые», которые еще надо выбить…
Немало наград и на парадном мундире майора Ивана Ескина. Вот только нечасто Иван Васильевич его надевает — недосуг. Хотя гордиться ему есть чем: тут и ведомственные награды, и государственные, а недавно получил медаль «За боевое содружество»…
Оттрубив пять лет в ОМОНе, он принял к исполнению совет своего давнего знакомого Александра Ярлыкова перейти под его руководство в Государственную автомобильную инспекцию. Так в начале 1998 года в дорожно-патрульной службе ГАИ Октябрьского РОВД Ставрополя появился командир моторизованного взвода Иван Ескин.
И снова потекли рабочие будни на улицах уже давно ставшего родным Ставрополя: профилактика, дежурство, патрулирование, пропаганда безопасности дорожного движения…
А вот уже почти два года майор Ескин является государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД УВД по Ставрополю.
Это в том числе и благодаря профессионализму Ивана Васильевича наши дороги становятся все лучше, на них появляются современные средства регулировки движения и ограждения проезжей части, обновляется разметка. Вроде бы работа рутинная, но это для кого как.
– Майор Ескин, — сказал его непосредственный начальник подполковник милиции Олег Борисов, — является дисциплинированным, грамотным, принципиальным и инициативным работником. К исполнению своих служебных обязанностей относится добросовестно, с чувством высокой ответственности и долга. Хорошо разбирается в сложных ситуациях, решителен, настойчив в достижении намеченной цели, способен принимать объективные и грамотные решения. Проявляет в полном объеме организаторские способности, знание и умение реагировать на изменение оперативной обстановки.
Все это свидетельствует о том, что майор Иван Ескин уже много лет является человеком на своем месте. Впрочем, таким он был и когда работал комбайнером в знаменитом совхозе «Большевик» Ипатовского района, и когда осваивал профессию токаря-универсала, и когда водил по украинским степям свой танк, и когда стоял на страже единства нашей страны.
Фото Александра Плотникова