Человеку незачем звучать гордо
Василий СкакунМы все воспитаны на лозунгах идеологии СССР, в которых не последнее место занимало и высказывание М.Горького «Человек - это звучит гордо». Давайте вместе покопаемся в этом человеке, который сам собою предлагает гордиться: есть ли чем или есть ли за что?
Oдин мой приятель, доктор наук, - большой непоседа: то лазает по горам (даже на Эверест замахивался), то пташек
всяких фотографирует, ну, в общем, о таких говорят, что «у него не все дома». Так он рассказывает интересные детали того, как животные реагируют на присутствие человека, когда, например, нужно сделать какой-нибудь уникальный снимок какой-нибудь уникальной пташки, занесенной в Красную книгу. Они, эти, у которых «не все дома», влезают в специальную палатку, сделанную для этих целей, и беспрепятственно могут подойти к этой пташке на довольно близкое расстояние, чтобы сфотографировать ее или поинтересоваться особенностями поведения. И пташка на палатку не реагирует, позволяя наблюдать за собой. Стоит человеку выйти из укрытия, все птахи разлетаются кто куда. Аналогично звери реагируют и на машину, позволяя ей подъезжать к себе на достаточно близкое расстояние. Но как только из этой машины, которая, по пониманию животных, не таит опасности, выходит человек, все звери стремглав разбегаются восвояси. А в горах, продолжает Валера (это тот, «который»), медведи бегут от человека так, что только пятки сверкают. Значит, весь животный мир уже на подсознательном уровне понял, что человек несет в себе опасность, и лучше драпать от него вовремя и побыстрей.
Есть ли повод для гордости?
Давайте задумаемся, хотя бы поверхностно, об уровнях взаимоотношений человека с человеком. Заглянем за занавес истории: что ни век, то война с миллионными жертвами, и так каждый век: то на одной стороне земного шара, то на другой. А что такое война не с точки зрения действия, а, скажем так, логического осмысления? Это означает то, что небольшая кучка людей (как правило, правителей) принуждает большую часть мужского населения своей страны сражаться (убивая друг друга) с большей частью мужского населения другой страны. С какой целью? Ни одна война не начиналась с благих намерений: кому-то мало территории, кому-то не хватает нефти или других ископаемых, кто-то на чужой территории борется за справедливость чужого народа, которая существует только в его личной интерпретации и т.д. Война - это всегда насилие. Как правило, чем заканчиваются все войны? Эти, которых маленькая кучка (правители), если, конечно, остаются в живых, садятся за стол переговоров и уже мирно (попивая шампанское) договариваются, как жить дальше (до следующей войны), подписывая капитуляцию или мирный меморандум. Ну а то, что миллионы погибли - разводят руки в стороны, говоря: «Се ля ви» - такова жизнь. Опять с гордостью придется подождать.
Нам всем небезынтересно было бы знать некоторые анатомо-физиологические особенности построения человеческого ор-
ганизма. Мозг человека, а это обще-признанный генеральный штаб всей человеческой деятельности (ведь это так, не правда ли?), весит всего 1/20 части от общей массы человеческого тела, потребляя при этом 1/4 части питания (кровоснабжения). Но самое интересное то (опять-таки ученые доказали, не мои выдумки), что потенциал мозга задействован в каждом из нас всего на четыре процента своих возможностей. Вот тебе и на! Оказывается, кормим-то мы его зазря, получая в обмен жалкие шиши. Почему никто из ученых, или уж на худой конец, если все молчат, то никто из философов, не говорит, что там, в этих 96 процентах, и почему их прячут от нас?
Мы все уже если не знаем, то догадываемся о том, что Мать-Природа ничего не делает просто так, во всем заложен глубочайший практический смысл. Так в чем же он тогда в этом случае? Нам остается только пытаться логически домысливать. Коли человек, то есть ты и я, столь несовершенен в своих замыслах, в своих действиях, в своих намерениях, то Великогуманная Природа преднамеренно прикрыла «форточку» утечки информации из нашего мозга, ибо в абсолютном большинстве все наши посылы корыстны, завистливы, агрессивны. Тот же Максим Горький заметил: «Черти в аду мучительно завидуют, наблюдая иезуитскую ловкость, с которой люди умеют порочить друг друга».
Я помню, когда первый раз попал в Америку в теперь уже далеком 1974 году, и был не просто удивлен, а потрясен тем, что в оружейном магазине можно было беспрепятственно купить любое боевое оружие, вплоть до танка, просто предъявив паспорт. Я, для хохмы, достал свой молоткастый красный (заграничный) и спрашиваю: «Можно?». Продавец, улыбаясь, говорит: «Нет проблем, выбирай». И охватывает дрожь при мысли, а если бы и у нас так, то что, например, было бы: изрядно подвыпивший сосед Николай выкатывал бы на балкон своего пятого этажа прототип «максима» и поливал бы всех подряд свинцом, кто ему не нравился из прохожих на улице или дома напротив. Хотя затем, когда и у нас доступ к оружию стал простым, мы все это уже и проходили на полном серьёзе - когда взрывали многоэтажные дома, пускали под откос поезда, пытали и сжигали живьем люди друг друга, живущие в одной стране. Почему? Потому что уровень развитости сознания у большинства столь мал, что просто не позволял даже пытаться допустить мысль, что решать проблемы можно иным путем. Вот поэтому-то, чтобы человек не взорвал Землю (а все шло к этому по запасам ядерного вооружения), нас и лишили возможности использовать больший потенциал мозга. Ибо знание дает человеку огромные возможности, которые он еще не научился использовать во благо.
Природа непременно ожидала, что с повышением уровня цивилизации в человеке будет повышаться и духовно-нравственный
потенциал, но оказалось, и парадокс мира в том, что если люди и меняются, то, как правило, в худшую сторону. Мы так испортили свои жизни, что теперь уверены, что практичнее не делать добра и не отвечать за свои поступки. Почему? Потому что за ориентиры своего развития взяли принцип одностороннего улучшения материальной составляющей своего бытия и, как правило, любой ценой, абсолютно забросив нравственную, которая должна быть непременно первостепенной, доминирующей. Это так похоже, когда политики ставят идеологию впереди экономики, а затем безрезультатно ищут причины невозможности развития страны. Мы все это уже проходили в недалеком прошлом, но, кажется, не сделав правильных выводов, можем опять наступить на те же грабли. Все один к одному. Каждый из нас в этом тупике. И как всегда в подобных случаях сакраментальный вопрос: «Кто виноват и что делать?». На первый отвечаем без запинки: «Мы!», но расшифровываем: нет, не общество виновато, нет, не политики, а только каждый из нас. Нет коллективной ответственности, была, есть и всегда будет только личная ответственность за каждого из нас, за каждую жизнь. Надо знать (а как бы нам этого не хотелось), что на свете нет незначительных людей, как и не бывает пустых слов, если они искренни, так как искренность - это проявление Божественности. Тогда тут же многие возразят: так почему Бог допустил весь этот хаос, творящийся в мире?
Если бы Бог имел в виду устроить нравственный мир человека так, чтобы в нем было «нельзя», Он бы нашел способ сделать это более эффективно, на уровне тех законов, какие существуют в Природе: камень падает вниз, деревяшка всплывает вверх, а на голове нельзя ходить, потому что этого нельзя сделать. Он хочет, чтобы каждый из нас лично понял суть Его замысла. Его замысел нельзя взять и прочитать в газете. А нам хочется, чтобы Бог издал его декретно, а Сам бы еще стоял рядом в форме майора государственной безопасности. Но Бог создал человека свободным, потому что иначе Его замысел Всеобщей Любви не имел бы шансов реализоваться. Надо шевелить мозгами, ну хотя бы теми четырьмя процентами, - этого на сегодняшний день более чем достаточно. Надо понять, что Мир, в котором мы живем, устроен по законам Добра, Любви и Благодарности, и все те, кто это понял и принял этот способ сосуществования с себе подобными, не могут не быть Здоровыми, не могут не быть Радостными, не могут не быть Счастливыми и не имеют права быть Материально ущемленными. Таковы правила игры, которая называется Жизнь.
А что касаемо той фразы «Человек - это звучит гордо», то М.Горький доверил ее произнести одному из героев своей
известной пьесы «На дне» - Сатину, пропойце и босяку, в назидание всему человечеству, что это есть идеал, к которому мы все должны стремиться.