«Черный зазор»

Валерий Манин
Финансовое просвещение граждан необходимо, но…
Сто миллиардов рублей – такова объявленная правительством сумма, которая будет направлена на финансовый ликбез для населения страны. Механизм трат пока не очень понятен. Равно как и то, кто именно попадет в «бенефициары» расходов. Иными словами, какими и откуда будут структуры, что станут нас учить. Из того же самого массового СМИ – телевизора. Вопрос, конечно, интересный: ведь, помимо разъяснений по поводу сути различных финансовых инструментов, это еще и параллельно реклама неких избранных крупных банков, фирм и компаний. Надо ли говорить о полном «одобрям» госначинаниям большинством из них? Дать знать сигнал о себе потенциальному клиенту с помощью казенных денег – хрустальная мечта любого частника…

Финансовый ликбез действительно необходим. И по масштабам нисколько не меньше, чем во времена борьбы с неграмотностью. Будь то кредитование разных видов, участие в паевых инвестиционных фондах (ПИФ), частных управляющих пенсионными накоплениями компаниях (УК) и долевом строительстве, или приобретение акций и облигаций. Недавно, скажем, прошло уже третье по счету народное IPO (первичное размещение капитала). У кого были хотя бы «лишние» 30 тысяч, недавно приобрели ценные бумаги государственного Внешторгбанка (ВТБ). Кто со сберкнижки снял, кто из­под матраса вытащил. А кого и «жаба задушила» в итоге. Хотя, по мнению экспертов, к концу года вроде бы ожидается рост в сравнении с ценой размещения на 20 процентов. И то хлеб, как говорится. Это вам не «копеечный» под ударами инфляции обычный банковский депозит.

Понятно, что в начале 90­х, когда депозитарий очень многие считали названием одной из пород динозавров, понятие о финансовых инструментах у граждан было смутным совершенно. Да и они сами только складывались. Мы ведь выросли в нерыночной Стране Советов и в иностранных романах с детства пропускали занимательные и поучительные страницы про игру главных героев на бирже и прочий капитализм. Потому и знаменитый ваучер (приватизационному чеку, кстати, в этом году исполняется 15 лет) в результате не знали толком, куда выгодно приткнуть, и отдавали в исчезавшие как утренний туман ЧИФы (чековые инвестиционные фонды) или, образно и прямо говоря, за пару бутылок водки. На днях еще об одной афере минувшего века напомнил выход на свободу организатора пирамиды «МММ» господина Мавроди. По некоторым расчетам, 90 накануне ареста им «наваренных» миллионов как корова языком слизала, видимо, так и не найдутся, как и пресловутое «золото партии». Ставропольцев это лихо тоже коснулось. А он хорохорится (в выходные по всем главным телеканалам не раз и не два прошли сюжеты), вновь что­то думает замутить. Ведь народ у нас доверчивый. И жить хочется лучше, с верой в завтрашний день. Вот государство и решило помочь подведомственному населению с разъяснениями (иначе потом дороже обходится).

Вопрос в том, что тот же фондовый рынок подвержен колебаниям, просчитать которые трудно, а чаще и невозможно. Иной раз благодаря как раз родному государству. Мало ли кто с высокой трибуны что скажет – специально или необдуманно, спровоцировав обвал или подъем котировок. Впрочем, нынешнее падение котировок акций крупных отечественных компаний и стагнация рынка в целом ожидались профессиональными брокерами (сужу по знакомым). Слишком уж явно он был раздут. Важным было уловить – когда конкретно можно будет сказать: кажется, началось! Чтобы вовремя сбросить ценные бумаги, приносящие убытки, или, наоборот, приобрести, выигрывая в долгосрочной перспективе. Но это профессионалы, для которых, помимо заработка, это еще и игра – допинг, адреналин. А рядовым обладателям акций, для которых лишение с трудом накопленных и вложенных средств смерти подобно, как реагировать?

К примеру, на информацию с самого верха по господдержке фондового рынка (читай: скупке) наиболее ликвидных акций крупных отечественных компаний (так называемых «голубых фишек») с помощью инвестиционных средств Пенсионного фонда. Риск, конечно, дело благородное. Только вот кто в итоге будет пить шампанское? Акции каких именно компаний, когда и в каком количестве ПФ станет приобретать, повышая их капитализацию? Вопрос не праздный. Ведь мало того, что для коррупции открываются шлюзы. Возникает острый вопрос об инсайде.

Речь не о футболе и не о хоккее, как объясняет это словарь иностранных слов. Об инсайдерской информации, которая может быть в силу служебного положения использована чиновниками, которые как раз и будут осведомлены об алгоритме господдержки фондового рынка. Помните обвал ГКО осенью 1998­го? Очень многие приближенные к центру принятия решений и их родственники, друзья и знакомые тогда озолотились, продав краткосрочные государственные облигации в пик их спекулятивной стоимости. Вроде и уголовные дела были возбуждены в немалом количестве… Чем кончилось, неизвестно до сих пор. Рассосались, по обыкновению.

Так вот: проект закона об инсайдерской информации, в котором заложены ответственность и наказание чиновников, ею по долгу службы обладающих и использующих в личных корыстных целях, остается проектом уже который год. Согласовывается в различных ведомствах и согласовывается, согласовывается и согласовывается… Почему так долго – терзают смутные подозрения. А ведь без этого закона просвещение населения на предмет познания финансовых инструментов для вложения денег выглядит в лучшем случае чистой воды пиаром. В худшем – очередной потенциальной обдираловкой: инвестируйте, мол, а плодами вашего просвещения есть кому воспользоваться.

Марина КОЗЛОВСКАЯ.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление