Что читают дети?..

Тамара Осипова
Педагоги бьют тревогу — в последние годы в России чтение теряет статус национальной культурной традиции. Ничего удивительного — книга перестала быть основным источником информации, особенно в молодежной среде. В материалах опроса, проведенного среди абитуриентов одного из российских вузов, будущие студенты указали главные причины потери интереса к чтению. Среди них: отвлекающие факторы, такие как интернет и телевизор; сложная учебная программа, которая отбирает все силы и не оставляет времени на чтение для души; изобилие массовых изданий, отвлекающих от художественной литературы высокого уровня.
 
К сожалению, мне не удалось найти свежей и полной информации о том, как и что читают в Ставрополе. Могу лишь привести данные по Москве. По исследованиям «Левада – Центра», 37% жителей столицы не читают книг вообще, а читают только то, что бесплатно попадает им в почтовые ящики. Читают от случая к случаю 40%, постоянно читают – 23% опрошенных, 4% имеют домашние библиотеки. Исследования показывают, что из тех, кто постоянно читают, 24% увлекаются детективами, 18% — русскими триллерами и дамскими детективами, 5% — отечественной прозой, 4% — переводной прозой. В библиотеки ходит 11% населения. 31% из тех, кто посещают библиотеки, это учащиеся и студенты. 32% никогда не записывались в библиотеки, им это не нужно, так как они могут позволить себе купить необходимые им книги.

Нетрудно догадаться, что ситуация в регионах не может кардинально отличаться от столичной. Самыми уязвимыми в ней остаются дети и подростки, ведь если их родители не читают книг, то они сами вряд ли найдут удовольствие в этом занятии.

Мы не случайно вынесли тему «Что читают наши дети?» для обсуждения на страницах газеты. Равнодушных не оказалось. Вот лишь некоторые типичные мнения наших читателей по этой проблеме.
 
Анна Кузнецова, мать двоих школьников из Михайловска:
— Я очень благодарна своей маме за то, что она приучила моего старшего сына к чтению. Она воспитывала его с двухлетнего возраста, пока мы с мужем зарабатывали деньги. Вместе они прочитали практически всю классику для детей. Сейчас у моего ребенка прекрасная память и грамотная речь. Теперь старший учит читать младшего, который в четыре года знает все буквы и опережает ровесников в развитии. На мой взгляд, чтением детей надо грамотно управлять, чтобы они не тратили время и душевные силы на никчемную шелуху типа женских детективов и комиксов.
 
Владимир Александрович Ивановский, кандидат педагогических наук, автор книг по краеведению:
— В детском возрасте человеку нужны книги, в которых он найдет ответы на свои многочисленные вопросы: что? где? когда? почему?.. Недаром же детей называют почемучками. Они обязательно будут читать литературу о своей малой родине, о своем крае. Но я на собственном опыте столкнулся с тем, что для издателей такие книги неинтересны, ведь на них много не заработаешь. О каком патриотизме мы можем говорить, если дети не знают ничего о родном городе или селе?..
 
Наталья Викторовна А., учитель русского языка и литературы:
— Если ребенок не любит читать, это, я считаю, в первую очередь, вина родителей, потому что интерес к книгам необходимо прививать в самом раннем возрасте. Когда у ребенка авторитет родителей непререкаем. Мама читает книгу — значит, это хорошо, я тоже хочу читать. В школе всё будет зависеть от личности учителя. Если он формально относится к своему предмету, то и ученики в лучшем случае будут читать «адаптированные» произведения по программе. Кто бы мне раньше сказал, что содержание «Войны и мира» с характеристиками главных героев умещается на пяти страницах, а сочинение и вовсе можно не писать, скачал из интернета – и получил пять. Моя коллега вообще открытым текстом учила родителей на собрании: «Вы что не знаете, как сочинение писать? Купите ребенку сборник «золотых сочинений», а лучше — два. Из одного взяли абзац, из другого — и получили свою заслуженную пятерку». Если мы так будем детей учить, то кто же из них полюбит книжки?..
 
Нина Васильевна Петренко, пенсионерка, бабушка троих внуков:
— Меня в детстве никто не заставлял читать. А мне теперь приходится своих внуков заставлять. Конечно, не угрозами и наказаниями, но бывает и хитростью. Нет у детей интереса к хорошим книгам, к тем, за которыми мы стояли в очереди в библиотеке: «Пятнадцатилетний капитан» и «Дети капитана Гранта» Ж. Верна или «Три мушкетера» А. Дюма. Да они лучше в компьютере в игрушку какую-нибудь поиграют, чем возьмут в руки книжку! Интерес к чтению следует воспитывать в семье. Какая бы ни была хорошая школа, там другая задача — давать образование. А вот духовное и душевное развитие — это уже забота семьи.
 
*****
Наивно было бы ожидать, что «виновники темы» сами позвонят в редакцию. Но, не выслушав их мнения, готовить этот материал вообще не имело бы смысла. Вот высказывания двух школьников.
 
Никита Пешков, 11-й класс, гимназия № 25:
— Недавно прочитал книгу Макса Фрая, сейчас дочитываю «Мастера и Маргариту» Булгакова. Вообще предпочитаю фантастику, психологические триллеры. Думаю, если люди и откажутся от чтения книг на бумажных носителях, то это будет очень не скоро. И даже тогда у книг будет свое специфическое назначение: например, красивые подарочные издания.
 
Денис В., десятиклассник:
— Я считаю, художественную литературу должны читать «ботаники», если им это интересно. У нас сейчас жесткое время, романтики не выдерживают конкуренции. А чтобы получать знания, можно обходиться и без художественной литературы. Я, например, читаю в основном учебные пособия на правовую тематику. Готовлюсь поступать на юридический факультет. А «Преступление и наказание» будущему адвокату достаточно знать в изложении. У меня вообще есть одноклассники, которые даже учебники в руки берут не чаще раза в месяц. Увлекаются компьютером, разумеется. «Комеди клаб» смотрят по телеку, «Дом-2» и всякую лабуду. И никто из них не сомневается, что поступит в вуз. Родители заплатят, вот и всё…


Последние новости

Все новости

Объявление