Что рассекретили архивы
Ольга МетёлкинаПоводов для встречи с заместителем председателя комитета Ставропольского края по делам архивов Еленой Долговой было два. Первый из них весьма приятный, даже вызывающий гордость за наши архивы и историков.
- Мы получили информацию об итогах Всероссийского конкурса научных работ, который проводило Федеральное архивное агентство, - рассказала Елена Ивановна. - На этом конкурсе первой премией был отмечен справочник «Административно-территориальное устройство Ставрополья с конца ХVIII века по 1920 год», третьей премией - сборник документов «Промышленность Ставропольского края в архивных документах (1945 - 1991 годы)». А кроме того, жюри оценило дипломом конкурса электронное справочное методическое пособие «Твоя родословная», о котором «Вечерний Ставрополь» уже писал. Ценность этого проекта уже оценили граждане, которые работают над составлением родословных по документам Государственного архива Ставропольского края.
- Еще одним информационным поводом для нашей встречи стало то, что в июне этого года в Ставропольском крае были рассекречены более полутора тысяч архивных документов, относящихся к периоду 1947 — 1972 годов. Елена Ивановна, наверное, большинству граждан, которые узнали о рассекречивании архивных документов, интересно знать, кто принимает решение о снятии грифа «Секретно», как и в связи с чем это происходит.
- Боюсь вас разочаровать, но подобная работа проводится в плановом порядке и в ней нет ничего сенсационного. Ежеквартально собирается Ставропольская краевая межведомственная экспертная комиссия по рассекречиванию документов, созданных КПСС. В ее состав входят представители не только архивной службы, но и крайвоенкомата, Главного управления внутренних дел Ставропольского края, Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Ставропольском крае (ФСО), авторитетные ученые. Комиссия рассматривает документы, которые в свое время были засекречены партийными органами. Таких документов довольно много. Помимо срока давности важно учитывать то, чтобы в этих документах не содержалось сведений, составляющих государственную тайну. Это требование законодательства о государственной и иной тайне, охраняемой законом.
- Какие документы были рассекречены на последнем заседании межведомственной комиссии?
- Это информация о сфере здравоохранения края, о работе административных органов, предприятий торговли, курортов. В основном - циркуляры, справки, переписка партийных работников города Ессентуки с ЦК КПСС, органами МГБ, МВД, прокуратуры, судами и воинскими частями. Важно, что архивные документы, которые мы рассекречиваем, вводятся в научный оборот, становятся доступны исследователям, всем тем, кто интересуется историей нашего края. Ведь в них содержатся факты, которые не были известны широкому кругу граждан.
- Елена Ивановна, а какие из материалов, недавно потерявшие гриф «Секретно», вас особенно заинтересовали?
- К примеру, на прошлом заседании экспертная комиссия рассматривала документы о работе госпиталей города Ессентуки в период Великой Отечественной войны. Из них мы узнали, как после оккупации в 1943 году сами сотрудники госпиталей помогали фронту продуктами, одеждой, как они выкраивали крохи из своего скудного семейного бюджета. Читать это было очень интересно и даже трогательно. 9 июня состоялось выездное заседание коллегии комитета СК по делам архивов в Ессентуках, на котором были продемонстрированы эти документы. Государственные архивы Ставропольского края передали их копии в электронном виде и на бумажных носителях в архивный отдел администрации города Ессентуки.
- Помимо грифа «секретно» существуют и другие ограничения для работы с документами, о которых должны знать исследователи, обращаясь в архив. Например, закрытая персональная информация...
- Изучение архивных документов часто связано с вопросами этического характера. Особенно это касается жалоб, заявлений, материалов по их рассмотрению. Срок давности по персональной информации составляет 75 лет. В течение этого времени такие документы не подлежат публикации. Если же персональная информация запрашивается родственниками, то она может быть выдана после официального подтверждения родственных связей.
Этическая сторона в архивном деле — тема сложная и щепетильная. Документы, как ни странно это звучит, часто нельзя считать истиной в последней инстанции. Мы имеем дело не с абстрактной информацией, а с человеческими судьбами. Возможно, живы родственники, знакомые тех, о ком идет речь в документах. Трудно предположить, как может отразиться на потомках та или иная информация, порой линия судьбы может кардинально повернуться. Взять, к примеру, период политических репрессий в СССР.
- Хотелось бы напомнить читателям о том, что в прошлом году издан сборник архивных документов «Голоса из провинции». Работа над этим уникальным проектом продолжается. Что войдет в новый том и когда планируется завершить работу над ним?
- Новый сборник «Голоса из провинции» охватывает период 1930 — 1940 годов. Сейчас идет формирование его структуры и археографическая обработка документов. Это достаточно сложная кропотливая работа: определение авторов документов, резолюций, помет, если это возможно, определение судьбы документа, как он был фактически исполнен. Это заявления, жалобы, прошения, письменные обращения ставропольцев в органы власти, протоколы допросов, телеграммы и другие разнообразные источники.
Имеются определенные пробелы в составе документации этого периода, которые связаны с рядом обстоятельств. Так, следует учитывать, что административный центр региона находился тогда в Ростове-на-Дону, соответственно, многие документы, которые могли бы нас заинтересовать, хранятся там. К тому же в этот период архивы находились в ведении НКВД, поэтому их судьбу не всегда можно проследить. Война и временная оккупация территории Ставропольского края также поспособствовали утрате документации.
Мы ставим задачу, насколько это возможно, сохранить стиль в документах, передать дух времени с помощью фотографий. И таким образом показать, как конкретный человек жил в этой эпохе, как он в ней адаптировался. Планируется завершить работу над сборником к концу августа.
- Встречаясь с вами, мы каждый раз узнаем много новой интересной информации о самой архивной службе. Больше всего радует, что она старается идти в ногу со временем. Ставропольские архивы активно используют в работе компьютерные технологии, да и связь с ними стала оперативнее и удобнее благодаря интернету...
- Действительно, часть наиболее часто используемых материалов уже отсканирована. Так, только в первом полугодии этого года на электронные носители переведено более двух тысяч единиц хранения. При этом крайне важно, что оцифровка способствует восстановлению и сохранению архивных документов. Мы получаем много запросов по электронной почте, через интернет-приемную комитета на сайте от жителей Ставропольского края, других регионов России и зарубежных стран, в том числе Германии, Финляндии, Грузии, Латвии, Венгрии. С начала года уже рассмотрено 154 электронных обращения, в то время как еще недавно, в 2007 году, насчитывалось только 10 запросов. Работая с документальными свидетельствами прошлого, архивы стараются идти в ногу с современностью и активно используют информационно-коммуникационные технологии.
Фото автора.