Что вызревает в дачных товариществах?
Тамара Коркина Разные интересы
Хоть садоводческие товарищества до сих пор в состоянии спячки - зима, дачный сезон еще не начался, на них вовсю идет вызревание множества конфликтных ситуаций. В редакцию то и дело обращаются возмущенно-обескураженные люди. Кто-то пошел проведать свой домик и не смог вскипятить стакан чая. Провода оказались отсоединенными, а на столбе красовался установленный кем-то счетчик. При дальнейшем расследовании выяснилось, что счетчик поставлен для контроля, поскольку идет большое воровство электроэнергии. Дачнику предложили заплатить полторы тысячи за счетчик, а потом - еще и за подсоединение. «Я за год потребляю не больше 100 киловатт, и то только летом. К тому же в моем летнем домике есть счетчик, по показаниям которого я плачу!» - расстроенно говорил обратившийся в редакцию член товарищества «Мелиоратор».
Второй дачник, проведав свой участок, получил предупреждение, что должен заплатить тысячу рублей за освещение улицы. С третьего, члена товарищества «Спутник», запросили пять тысяч рублей на замену электропровода на кабель. Четвертому позвонили какие-то дачные активисты домой и предложили немедленно приехать и заплатить 500 рублей за заземление: «иначе отрежем провода».
Суть этих явлений — разные интересы сезонных дачников и постоянно проживающих в садоводческих кооперативах людей. На сегодня примерно в 50 городских товариществах разрешена регистрация. И это хорошо, благодаря такой уступке властей многие горожане смогли решить жилищную проблему. Причем в разы дешевле, чем если бы покупали квадратные метры в городе.
Когда люди о чем-то просят - они согласны на все. И на отдаленность проживания, и на плохие дороги, и на отсутствие инфраструктуры. Лишь бы зацепиться, прописаться.
Прописались, оглянулись и в крик - так жить нельзя! Нужны дороги, газ, канализация, детские площадки. Нужно соответствующее электрооборудование, которое позволяло бы подключать современную бытовую технику, содержать сауны и так далее. Словом, нужно полное обустройство повседневной жизни.
И тут начинается вполне понятный диктат — как власти, так и сезонным овощеводам. Первой - раз разрешила регистрацию, так заботься, мы такие же налогоплательщики, что в общем-то справедливо. Вторым — у нас общедолевая собственность, так что решение всех проблем - совместное. Между тем большинство сезонных дачников - жители многоквартирных домов, уже несущие бремя коммунальных платежей за места общего пользования. По первой строке платежи составляют сейчас до десяти тысяч рублей в год. Справедливо ли перекладывать на них, имеющих нежилые летние домики, проблемы по содержанию жилых дачных массивов?
Как определяется доля
Поделиться мнением по этой ситуации я попросила таких известных в дачном движении людей, как Василий Федоров, десять лет возглавлявший Союз садоводов, и Лидия Максименко, общественный председатель объединенного правления садоводческих товариществ хутора Молочного. Оба - члены городского совета Союза садоводов.
— Ясно, что в решении всех вопросов надо исходить из законодательства, — подчеркнул Василий Владимирович. — Наш основной Закон — 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». В его четвертой статье говорится, что имущество, созданное за счет членских и целевых взносов, является совместной собственностью. А статья 16 Гражданского кодекса гласит, что имущество общего пользования - это то же самое, что и долевая собственность. А доли не могут быть у всех одинаковы.
У одного на участке — фанерная халупка, у другого - небольшой дачный домик, у третьего — большой жилой дом. Зашла речь, например, о строительстве или реконструкции линии электропередачи или трансформатора. Надо собирать целевые взносы. Какими они должны быть?
Законодатель предусматривает, что для каждого собственника доля будет разной. Например, реконструкция линии электропередач стоит миллион рублей. В ней участвовали 100 человек. Но… У одного большой дом, он живет в нем с семьей и потребляет 300 киловатт в месяц, около 4 тысяч киловатт в год. А сосед, сезонный дачник, использует за это же время всего 30 киловатт, к тому же полгода он вообще не бывает на участке.
Известно, что амортизация электрооборудования зависит от количества потребленной электроэнергии. То есть чем больше человек потребляет, тем больше изнашивает, значит, тем больше он должен платить. А как иначе? Уравниловки здесь быть не может.
Сначала делим, потом умножаем
Мы, члены совета Союза садоводов, продолжал Василий Федоров, всегда говорим председателям правлений: допустим, товарищество за год потребляет 200 тысяч киловатт электроэнергии. На содержание линии электропередачи, зарплату электрику расходуется условно 80 тысяч рублей. Так вот эти расходы нужно делить на потребленные 200 тысяч киловатт и определять платеж на 1 киловатт. Потребивший 30 киловатт вносит свою долю, 4000 киловатт — свою. Такой подход справедлив, понятен людям и, главное, соответствует нормам и требованиям законодательства. Никакого равенства здесь быть не должно.
Так же и с дорогами. Человек, который не имеет машины, но ходит по дорогам, иной раз что-то подвозит, безусловно, должен за них платить. Но — меньше, чем имеющие транспорт.
Кроме того, сейчас у некоторых постоянно живущих на дачах есть краны, тракторы, тяжелые машины. Это их бизнес, они этой техникой зарабатывают на жизнь. А что творят с дорогами, с сотрясающимися от их езды дачными домиками - особый разговор. Конечно же, они должны платить по-другому, нежели остальные.
Кто для кого старается?
То, что люди могут переводить свои дачные дома в жилые, покупать для себя, своих детей относительно дешевое жилье, — безусловно хорошо. Особенно в наше время, когда купить квартиру в городе практически невозможно. Сегодня имеют право на регистрацию около 50 товариществ. Официально жилыми, с регистрацией, числится более 2000 домов. Живет на дачах, имея регистрацию в иных местах, конечно же, больше людей. Например, на хуторе Молочном, где вообще нет регистрации и куда зимой добраться очень сложно, проживают постоянно 40 семей. А что говорить о дачных массивах, прилегающих или расположенных в черте города!
По закону все жизненно важные для товарищества вопросы решаются на общем собрании, которое собирается не реже одного раза в год.
— Сейчас сложилась практика, что кучка проживающих на дачах людей собирается и принимает глобальные решения без присутствия настоящих, то есть сезонных дачников. Причем множество решений рождается либо из-за незнания законов, либо из корыстных интересов, — говорит Василий Владимирович. — Мне как-то довелось быть на собрании в обществе «Спутник», в котором проживают 300 семей. Шум, крики, требования — «Всем одинаково!». Я стал объяснять, что целевые взносы на трансформаторную подстанцию никак не могут быть для всех одинаковыми.
Спрашиваю своих собеседников - Владимира Васильевича и Лидию Павловну:
— Сейчас проживающие на дачах говорят: мы благоустраиваем, газифицируем, канализацию вот хотим провести. Будет дачник продавать свой участок - он ведь за свою землю возьмет дороже. Мы что, для него должны стараться? Пусть и он платит на равных.
— Стараются люди для себя, это все им надо, альтруизма тут никакого нет. И лукавить не надо. Когда человек продает свой участок, то все его целевые взносы переходят новому собственнику. Если продавец не платил за строительство линии электропередач, то выкупивший участок и решивший пользоваться электроэнергией должен заплатить взнос с учетом инфляции, индексации и так далее. В решении общего собрания должно быть обозначено, какую стоимость брать с тех, кто потом будет примыкать к группе собственников электролинии, газопровода, водопровода и так далее.
Скажем, человек имел халупку, целевые взносы на инфраструктуру не вносил. Потом он решил строить дом. Значит, он должен будет внести взносы и на трансформатор, и на линию электропередач. Это справедливо.
Кому идут деньги?
Лидия Максименко убеждена:
— Садоводы и огородники должны выращивать продукцию, это первостепенная задача товариществ, оговоренная законом. Чаще всего на земле работают не особо обеспеченные горожане, которых и должна поддерживать администрация города.
Сейчас на дачных массивах растут не только жилые дома, но и двух-, трехэтажные особняки для отдыха. Принадлежат они влиятельным и богатым горожанам. Все видят, что именно сюда идут волевым решением деньги из бюджета города.
— Мы сейчас готовим письма на имя главы города о том, что чиновники придумали систему выделения денег нужным людям, — продолжает тему Василий Владимирович. — Например, выделено 5 миллионов рублей. Вполне обустроенный «Мелиоратор» получил около 700 тысяч, небедная «Нива» - миллион рублей. К слову, мы, члены Совета, не могли докопаться, куда он пошел. Финансовые вливания идут в «Механизатор». На наш взгляд, надо помогать тем, кто очень нуждается. Например, в товариществах «Электрик», «Политехник» и других вообще нет проезжей дороги. Мы будем добиваться справедливого распределения бюджетных средств на оказание финансовой поддержки садоводческих товариществ. В состав Союза садоводов входит 170 товариществ — помогать есть кому.
…Пришла весна, стаял снег, сезонный дачник двинулся к своим соткам.
Что он увидел? А увидел он ужасающую картину. Все леса, овраги, опушки, поляны захламлены цветным синтетическим мусором, превращены в свалки. И то сказать: а куда все это девать живущим в дачных массивах? Сейчас булочка - и та в полиэтилене продается. Сколько за зиму всего куплено, съедено, выпито! А уборка и вывоз мусора абсолютно не продуманы. Как и стихийная, без всяких проектов, застройка городских пригородов. Вот такие сегодня цветочки. А ягодки… Скорее всего, их нам лучше бы не видеть.