Что заставило язычников обратиться в христианскую веру?..
Ольга Метёлкина
28 июля, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, Россия, Украина и Беларусь готовятся торжественно отметить 1025-летие крещения Руси. В связи с этой датой во всех приходах Русской Православной Церкви России и зарубежья пройдут праздничные богослужения.
Однако не стоит забывать, что событие, отстоящее от наших дней более чем на тысячу лет, носило не только религиозный характер. Принятие христианства нашло отражение практически во всех сферах жизни Руси на многие столетия вперёд. О том, как происходил процесс крещения Древней Руси и какие для этого существовали предпосылки, рассказала кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Северо-Кавказского федерального университета Татьяна Викторовна Беликова.
— Официальной датой крещения Руси принято считать 988 год. Однако проникновение христианства на Русь началось значительно раньше. На этот счёт существуют различные теории. Так, еще в средневековье возникла теория о пятикратном крещении Руси, согласно которой в I веке апостол Андрей Первозванный благословил холмы, где впоследствии возникнет город Киев. Существует также несколько версий о проникновении христианства на Русь. К примеру, Житие Стефана Сурожского содержит легенду о походе в начале IX века неких русов на византийский город Сурож (современный Судак в Крыму), о нападении новгородской рати князя Бравлина, который разграбил храм святой Софии, где находилась гробница святого Стефана, за что в результате поплатился — его разбил паралич. Князь велел вернуть награбленное, вывести войско из города, но ничего не помогало. Тогда он услышал голос святого: «Пока не крестишься в церкви моей, не возвратишься и не выйдешь отсюда». Князь послушался и исцелился.
Имеются более веские основания связать начало проникновения христианства на Русь со второй половиной IX века. Поскольку к этому времени относится миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия. И в «Окружном послании» константинопольского патриарха Фотия 867 года, также содержащем легендарные подробности, упоминается о русах, предпринявших поход на Византию и пожелавших принять крещение. Спустя несколько десятилетий византийский император Константин Багрянородный, описывая биографию своего деда, тоже упоминал о крещении русов в этот период, но в патриаршество Игнатия. А историк XVIII века В. Н. Татищев связывал первую попытку крещения Руси в 860 (или 866) году с именем князя Аскольда, отождествив его поход на Византию с походом русов «Окружного послания» Фотия.
— Татьяна Викторовна, что могло заставить русов добровольно отказаться от своих языческих богов? Когда на Руси возникли реальные предпосылки для принятия христианской веры?
— Когда мы читаем древнерусские летописи о походах князя Олега, где речь идёт о договоре с греками, сам князь, его ближайшее окружение клянутся по языческому обряду. Условия договора Олега с греками были очень выгодные для Руси: в первую очередь — беспошлинная торговля для русского купечества, чего не было ни с одним государством Европы. Развитие торговых контактов сыграло определенную роль. Из источников мы видим, что при заключении князем Игорем нового договора с Византией часть русских дружинников приносят клятву в церкви, то есть они уже христиане.
Для того чтобы христианство обрело почву в древнерусской среде, необходимы были определенные предпосылки: формирование военно-торгового сословия, определенный уровень социально-экономических отношений, политической организации общества. Шёл процесс объединения восточно-славянских племен под властью Киева. А язычество не способствовало этому. Политический процесс требовал другой идеологии. Не случайно на протяжении всего X века исследователи прослеживают попытки проведения религиозной реформы.
При Владимире Святославиче мы видим языческую реформу 980 года, создание языческого пантеона из шести упоминаемых в летописи божеств во главе с Перуном. Она закончилась неудачей, насаждение культа Перуна, вероятно, встретило оппозицию, и Владимиру пришлось воевать с вятичами, радимичами, которые восстали против власти Киева. И тогда был сделан выбор в пользу монотеистической религии, но с теми же задачами и целями — объединить, укрепить государство (или суперсоюз на племенной основе, как считает исследователь И. Я. Фроянов). Таким образом, мы можем говорить об определенных социально-экономических и политических предпосылках.
— А ведь могла же в то время Русь выбрать не христианскую религию…
— Вариантов было несколько. В Киеве существовали различные религиозные общины, представители христианства, иудаизма, ислама пытались склонить русичей на свою сторону. Князь отправлял посольства в другие страны. Русские послы бывали в разных странах и имели возможность ближе познакомиться с религиозными традициями. Согласно летописи, роскошь византийского богослужения восхитила язычников: «Мы не знали, где находимся: на земле или на небе». Но решающими обстоятельствами, определившими выбор, были прочные политические, экономические, культурные, династические контакты Руси с Византией.
— Так или иначе, окончательное решение о принятии христианства состоялось при непосредственном участии князя Владимира Святославича после крещении его самого. Что об этом говорится в летописях?
— Большинство исследователей дату крещения Владимира и крещения киевлян связывают с Корсунским походом в 988 году. Как многие даты, она является достаточно условной. Из «Повести временных лет» мы узна ем, что византийские императоры — братья Василий II и Константин VIII обратились к Владимиру с просьбой о помощи: против них восстал полководец Варда Фока. Владимир согласился, но взамен потребовал выдать за него их сестру Анну. Византийские императоры выдвинули встречное условие — Владимир должен был принять крещение, так как они не собирались отдавать за язычника сестру-христианку. Русский князь оказал помощь, а Византия не спешила выполнять свою часть договора. Тогда Владимир совершил поход на византийский город Корсунь (Херсонес), захватил его и пообещал сделать то же самое с Константинополем, если Анну не пришлют на Русь. В результате, как следует из летописи, за разграбление христианских церквей Владимир поплатился — он ослеп. Анна прибыла в Корсунь и заявила: «Крестись и прозреешь». Согласно летописи, князь крестился и прозрел.
Кроме Корсунской версии есть и другие. В «Повести временных лет» летописец заявляет, что «несведущие» говорят, будто крестился Владимир в Киеве, «иные же говорят — в Василеве, а другие иначе скажут». То есть уже на момент составления летописи существовали различные версии крещения самого Владимира. Есть еще один источник — «Память и похвала» князю Владимиру Святославичу Иакова мниха, в котором отмечается, что, отправляясь в Корсунь, князь Владимир уже был христианином.
— Будучи язычником, князь Владимир не был образцом нравственности. Крещение повлияло на его образ жизни? Что об этом говорится в летописях?
— Согласно «Повести временных лет», если до крещения у князя было около 800 наложниц в различных городах и несколько жен, то после поведение его резко изменилось. Летописи должны были показать перерождение князя Владимира Святославича в результате крещения. Летописец не был беспристрастным, его рукой двигали и мирские страсти, и политические интересы.
— Татьяна Викторовна, а как проходила христианизация русичей? Как они восприняли ре шение князя Владимира отказаться от языческих богов?
— По поводу распространения христианства в Древней Руси существуют неоднозначные версии. Крещение киевлян, согласно летописи, происходило в целом мирно. Что же касается других регионов Руси, то там ситуация была сложнее. У нас нет достаточно сведений, чтобы воссоздать картину крещения отдаленных от Киева центров, а тем более глухих районов. Сохранились лишь редкие высказывания, намеки. Возьмём крещение Новгорода. В сохранившихся летописях это событие отражено тоже достаточно мирно. Но в руках у историка XVIII века В. Н. Татищева были источники, которые до нас не дошли, в частности, так называемая «Иоакимова летопись». Хотя среди историков сложилось неоднозначное отношение к этой летописи и её достоверности. В изложении Татищева крещение в Новгороде происходило «мечом и огнем». В город был послан епископ Иоаким, киевский тысяцкий Путята и дядя князя Владимира Добрыня, которые принуждали новгородцев принять христианскую веру. На Софийской стороне новгородцы организовали сопротивление посланцам из Киева, и целые районы города были преданы огню. Известный археолог В. Л. Янин доверяет этим сведениям, поскольку раскопки показали, что именно в этот период были сожжены огромные кварталы береговой линии, расположение которых соответствуют сведениям Иоакимовой летописи. В Новгороде бушевал незаурядный пожар, с человеческими жертвами. Спрятанные обитателями домов клады не были тронуты, значит, за ними некому было вернуться. С тех пор в народе сохранилась пословица: «Новгород Путята крестил мечом, а Добрыня — огнём»…
Государственной религией христианство становится в конце X века, однако на Руси всё ещё остаётся много язычников. Его становление было длительным процессом. В древних письменных источниках говорится, что вера христианская стала «плодиться и размножаться» во времена Ярослава Мудрого — в первой половине XI века. Положение Церкви в Древней Руси было особым. Она представляла собой не чисто религиозный институт. Церковные иерархи часто выполняли светские функции, они выступали послами, участвовали в межкняжеских переговорах, были своего рода третейскими судьями, способствуя урегулированию конфликтов. Церковь контролировала эталоны мер и весов. Церковному суду подлежали вопросы, связанные с верой, браком, семьей и нравственностью. При монастырях и храмах устраивались школы, переписывались книги, велось летописание, развивались ремесла, в монастырях основывались библиотеки.
Когда мы говорим о значении крещения Руси, следует отметить, что принятие христианства облегчило связи со всеми западно-европейскими христианскими государствами, способствовало активизации контактов с Византией, культурному взаимопроникновению, распространению храмовой архитектуры, живописи, книжности, грамотности. И, по мнению ряда исследователей, способствовало укреплению древнерусского государства.