Чтобы светильник тела не погас
Лариса Денежная6 марта - Всемирный день борьбы с глаукомой
«Светильник для тела есть око», - говорится в Библии. И страшно даже представить, что мир может погрузиться во тьму из-за проблем со зрением. Увы, именно таков печальный финиш развития глаукомы.
Может ли остановить слепоту современная медицина и какие возможности есть для этого у врачей? Как избежать этого грозного по последствиям заболевания? Об этом мы беседуем с директором клиники микрохирургии глаза Ставропольского государственного медицинского университета Салаутдином Гаджиевым.
- Салаутдин Джалалович, глаукоме и ее профилактике в последние годы уделяется очень много внимания. В Ставрополе в свое время был открыт глаукомный кабинет — подразделение офтальмологического отделения четвертой горбольницы, которое призвано заниматься именно ранним выявлением этой патологии. Вы стояли у истоков создания этой специализированной службы. С тех пор больных глаукомой не убавилось. Если нарисовать общий портрет таких пациентов, изменился ли он за последнее десятилетие?
- Да, и не в лучшую сторону. Глаукома «помолодела». Стало больше запущенных форм. Некоторые больные приходят к врачам, когда зрительный нерв уже погибает. Причиной тому — и дефицит кадров в поликлиниках, и нынешняя система врачебного приема, когда стандарт отводит на это всего 15 минут, что крайне мало для наших больных с такой тяжелой патологией. Чтобы провести необходимый комплекс обследований и для диагностики, и для контроля лечения в динамике, в это время невозможно уложиться. К тому же и база офтальмологических кабинетов в амбулаторном звене слабая, она не располагает необходимым набором доказательных методов исследований для первичного приема. К примеру, современный периметр для проверки полей зрения есть не в каждой поликлинике. А одной проверкой остроты зрения здесь не обойтись. Наша задача — выявить проблему на ранней стадии, назначить правильное лечение, чтобы дольше сохранить работоспособность этого человека. Не зря у медиков бытует такое выражение: дольше живет больной человек.
- Это выражение звучит парадоксально.
- На первый взгляд — да. Но в этом утверждении — практический смысл. Когда болезнь выявлена, тогда ею занимаются, лечат. Зачастую люди, которые считают себя здоровыми, не знают о своих заболеваниях.
- Как шутят медики: здоровых людей нет, есть просто недообследованные?
- В каждой шутке есть доля истины. Что касается глаукомы, то здесь важно выявить заболевание не тогда, когда процесс уже необратимый, а когда проблема — на стадии пограничного состояния. То есть на стадии преглаукомы. Когда еще не видны ее начальные проявления и не запущен разрушительный механизм. В этом помогает высокотехнологичное оборудование, которое, кстати, весьма дорогостоящее. Взять хотя бы оптическую когерентную томографию глаза, конфокальную сканирующую лазерную офтальмоскопию, стандартную автоматизированную периметрию, и.т.д. Это современные методы, при которых степень атрофии зрительного нерва определяется на клеточном уровне. Оборудование показывает, насколько чувствительность клеток сетчатки сохранена, насколько она работает. Такое исследование показано не всем, но в некоторых случаях без него не обойтись.
Учитывая важность в диагностике патологий глазного дна оптического когерентного томографа, хочу отметить, что в данный момент при прямом содействии ректора СтГМУ профессора Владимира Кошеля мы активно работаем над данным вопросом и надеемся, что уже в ближайшее время, в нашей клинике появится этот аппарат последнего поколения.
Другое оборудование показывает, насколько внутриглазное давление соответствует конкретному человеку, насколько оно меняется, чтобы понять - это его «родное» давление или патологическое. Ведь у каждого пациента оно индивидуальное — зависит от толщины роговицы, возраста и так далее.
- Когда вы говорили о внутриглазном давлении, невольно возникла параллель с артериальным. Последнее тоже индивидуально для каждого человека. Но если за артериальным давлением люди следят, в том числе и из-за боязни инсульта или инфаркта, то за глазным — нет.
- Да и без похода в поликлинику его не измерить. Чаще всего о проблемах главного давления узнают, когда ухудшается зрение. Появляется его затуманивание и прочие неприятности.
- Глаукома - необратимый процесс. А как его приостановить?
- На начальной стадии это может быть медикаментозное лечение. Если нет положительной динамики, используем лазер или проводим традиционную хирургическую операцию. Один из современных оперативных методов лечения — установка дренажей для улучшения оттока жидкости, благодаря чему эффект от операции сохраняется дольше.
Нужно понимать, что глаукома— это не чисто глазное заболевание, это заболевание центральной нервной системы. Ее развитию способствуют общие заболевания, такие как гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония, сахарный диабет и т.д. Глаукома связана особенно с венозной патологией. Изучение глаза современной аппаратурой дало медикам доказательства зависимости нарушения гидродинамики глаза и обменных процессов. И зачастую впервые выявленный диабет — заслуга офтальмологов. Эту проблему мы определяем по состоянию сосудов глаза. На глазном дне - характерная картина для диабетической ангиопатии. Точно так же состояние глазного дна может просигнализировать об ишемической болезни сердца или почечной патологии. Очень часто проблемы глаза — последствия других заболеваний, причина которых «сидит» глубоко.
- Салаутдин Джалалович, ваша клиника очень востребована жителями Ставрополя и края. Но несколько палат явно недостаточно для лечебного учреждения такого уровня. Планируете ли расширяться? Ведь количество глазных заболеваний только растет.
- Такие планы есть. Однако, хочу заметить, для поддерживающей терапии не обязательно ложиться в стационар. Сегодня большой выбор препаратов для лечения глазной патологии. Кроме того, акцент в здравоохранении идет на стационарзамещающие технологии. Современная аппаратура позволяет осуществить такой переход: пришел человек, получил помощь и ушел домой.
За год через нашу клинику проходит свыше пяти тысяч пациентов, из них хирургическую помощь получают около двух тысяч больных. По полису ОМС выполняем операции, но очень ограниченное количество, поэтому существует очередь. Коечный фонд — а это 15 «оэмэсных» коек - конечно же, не позволяет нам сократить ее.
- Перед нашей встречей мне удалось пообщаться с одним из пациентов вашей клиники. Пожилой мужчина сетовал: у него аллергия на все глазные препараты. Я могу ошибаться, но раньше такого распространения аллергии не было...
- Да, сейчас аллергических проявлений стало больше, чему есть разные причины. У пациентов часто возникает аллергия не на действующее вещество, а на консервант. Это касается «долгоиграющих» капель, которые, открыв флакон, можно пользоваться три-четыре недели. Поэтому фармпредприятия стараются производить лекарства, особенно для лечения глаукомы, без консервантов. Такие препараты выпускаются даже одноразовыми дозами. Они дорогостоящие. Но это — продукция высоких технологий.
- Всемирный день борьбы с глаукомой — возможность обратить внимание на проблемы, связанные с этим заболеванием. Чтобы вы хотели сказать жителям города и края?
- Глаукома — коварное и очень серьезное заболевание. Внешне оно может не проявляться. Поэтому важно периодически проходить осмотр у окулиста, в том числе проверять внутриглазное давление, особенно тем, кому за 40. Это возраст, когда в организме начинаются превалировать разрушительные процессы над восстановительными. Здоровье ваших глаз — это качество вашей жизни. Оно зависит от вас.