Чтобы миграционная политика была результативной
Елена ПавловаКоординация работы органов власти, правоохранителей и ФМС в обеспечении контроля за соблюдением миграционого законодательства стала темой совещания, которое прошло в мэрии Ставрополя под председательством заместителя главы администрации Юрия Шепелина.
Как прозвучало в докладе представителя Федеральной миграционной службы Максима Чехлыстова, приоритетным для УФМС по СК является обеспечение баланса интересов местных жителей и приезжающих в край трудовых мигрантов, урегулирование местных трудовых потоков. Квота на привлечение иностранной рабочей силы год от года снижается. Несколько лет назад она составляла 9000, в прошлом году — 5787, в нынешнем — 4949 человек. Естественно, наиболее привлекательны для мигрантов Ставрополь и КМВ, частично - Арзгирский и Кочубеевский районы, где есть возможность найти работу. Чаще всего — на строительных объектах (более 50 процентов), в сельскохозяйственном производстве занято в 10 раз меньше мигрантов. Из получивших разрешение на пребывание и работу в крае 45 процентов — граждане Узбекистана. Далее идут граждане Украины и Армении (по 10 процентов), по 6 и 8 процентов составляют граждане Азербайджана и Турции.
Но обеспокоенность вызывают не те, которые находятся на территории края и города на законных основаниях, а так называемые нелегалы. Несмотря на законодательное ужесточение административных санкций в отношении работодателей и упрощение процедуры регистрации мигрантов, которая теперь носит уведомительный характер (через почту), нарушения выявляются постоянно. За прошлый год УФМС проводило целый ряд крупных операций («Анаконда», «Нелегал» и «Нелегальный мигрант»). Только по Ставрополю к административной ответственности привлечены 107 работодателей, предоставлявших работу нелегалам.
Конечно, сама по себе ситуация для России не уникальна. И в Ставрополе является как минимум меньшим раздражающим фактором, чем в той же Москве, где количество трудовых мигрантов от общего числа работающих составляет 20 процентов (у нас этот процент кратно ниже). Но это не повод для самоуспокоения. Тем более что обычные граждане, жители города, не разграничивают для себя понятия внешней и внутренней миграции. Им важно, чтобы это не создавало проблем. Работа по контролю за исполнением миграционного законодательства напрямую ложится в плоскость обеспечения безопасности и общественной стабильности. Рейды УФМС и правоохранительных органов по стройкам и общежитиям тоже ведь не ради штрафов проводятся. В перманентном режиме приходится выяснять, кто находится на территории города, на каком основании и с какой целью. Потому что желание сэкономить на зарплате рабочим у некоторых работодателей оказывается сильнее ответственности... Вот недавно ряд серьезных нарушений был выявлен во время рейда на Южном объезде (где строится военный городок). Там еще, как говорят милиционеры, десятка три граждан ретировались через дыры в заборе. Но по факту знакомства с теми, кто не смог уклониться от встречи с УФМС и милицией, и условиями проживания этих граждан к некоторым субподрядчикам возникают серьезные вопросы. В этом рейде вместе с сотрудниками УФМС принимал участие и наш корреспондент, который в своем материале расскажет обо всем подробнее. А на этом совещании от представителей мэрии и консультативного совета по вопросам национально-этнических отношений последовало предложение к таким рейдам по проверке законности пребывания на территории города и края жителей других регионов и иностранных граждан привлекать и руководителей общественных этнокультурных организаций. Это не номинальные лидеры, они действительно пользуются заслуженным авторитетом, умеют вести диалог с людьми и всегда готовы к конструктивному сотрудничеству, что не раз уже доказывали при разрешении ряда проблемных ситуаций. В протокол собрания было включено предложение о создании при администрации рабочей группы с привлечением сотрудников УФМС для разработки соответствующих рекомендаций с учетом полномочий каждого.
...Вообще, если свести все предложения в одно, то это можно обозначить как взаимодействие, взаимоинформирование, взаимопомощь. Миграционные процессы в стране таковы, что заставить как иностранных граждан, так и граждан России соблюдать миграционное законодательство невозможно только силовыми методами. Всех нарушителей не вышлешь, тем более что высылать приходится за свой счет. Хотя эта мера тоже применяется. Так, за прошлый год из Ставрополя и за пределы нашей Родины выдворены 44 человека. Сейчас в отношении еще восьмерых этот вопрос — в стадии решения. Но нелегалов, конечно же, кратно больше, и далеко не все приехавшие в край в поисках заработка — потенциальные преступники или тем более террористы. Навести порядок тут можно только общими усилиями.
Летом в миграционном законодательстве появилось новшество, основная цель которого — легализация уже находящихся в стране длительное время мигрантов. ФМС начала оформление патентов на работу, не предполагающую извлечение работодателем прибыли (ремонт квартир, работа няней, домработницей и т. д.). Иностранный гражданин получает документальное подтверждение того, что находится здесь на законных основаниях, а бюджет — тысячу рублей в месяц с каждого. По истечении срока действия патент можно переоформить. Воспользовались такой возможностью легализовать свое пребывание в крае чуть больше тысячи человек, в городе — 200. Это тоже направление, по которому УФМС надеется на помощь органов местного самоуправления, а через них — уличных комитетов и старших домами - в плане информирования людей.
Ведь опыт такого взаимодействия в администрации уже наработан. Приведен опыт администрации Промышленного района, где с помощью старших домов была собрана база данных о проживающих в подъездах квартирантах. Сейчас она передана в ГУВД по Ставрополю. Сотрудники УФМС говорят, что такие базы могут существенно помочь и их работе. Они акцентировали внимание участников совещания на так называемых «резиновых квартирах». Это когда на одной жилплощади зарегистрировано большое количество людей, в данном случае — легально находящихся на территории края. Закону это не противоречит, что подтвердил и представитель прокуратуры. Слава Богу, не каждый из нас имеет желание зарегистрировать в своей квартире десяток-другой приезжих, но возможность такую имеют все. Не возбраняется. Таким образом, УФМС в Ставрополе и Пятигорске выявлены квартиры, где зарегистрированы по полсотни и больше человек. Понятно, что все вместе они там не живут, а вот где живут и что делают, непонятно. И чтобы спросить, почему нарушают порядок регистрации, их еще нужно найти... Взаимодействие с органами местного самоуправления и общественностью тут тоже может быть полезно.
Следующий момент, ставший на совещании самым эмоциональным, – рынки. Здесь согласно законодательной норме, действующей уже два года, работать могут только граждане России. Штрафы за нарушения — 800 тысяч с юридического лица, 60 тысяч — с физического. По словам директоров рынков, договоры на аренду торговых мест заключаются только по представлении подтверждения гражданства, и среди арендаторов иностранных граждан нет, но были случаи, когда оные арендаторы сами пытались привлечь к работе иностранцев. Некоторые договоры на этом основании были расторгнуты. С другой стороны, опять же со слов директоров, они не имеют полномочий проверять всех, кого арендатор нанимает в качестве грузчиков или просто приводит якобы в помощь продавцу. А обращение в УФМС может быть чревато для рынка наложением штрафа в означенной выше сумме. То есть даже если о нарушении заявил сам — все равно нарушитель. По мнению директоров, это правовой казус. По мнению сотрудников УФМС, администрация рынка обязана контролировать все, что связано с организацией процесса торговли на вверенной ей территории... Был поднят и ряд других вопросов, в которых сфера торговли соприкасается с миграционной политикой. Собственно, с ней у нас соприкасаются многие сферы. Поэтому и важно взаимодействие власти, силовиков и институтов гражданского общества, чтобы эта политика была результативной.