Чуда демократии не произошло?

Наталья Ардалина
Хорошо помню 19 августа 1991 года. Рано утром услышала по радио сообщение: "В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей президента СССР …в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса…хаоса и анархии… вводится чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР, а для управления страной образуется Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР)". Я побежала в комнату к своей сестре и выдохнула: "Мишку скинули!". "Мишку?!" - закричала сестра и в ужасе помчалась к своему полугодовалому первенцу Мишеньке, поскольку в тот день мы положили его спать не в колыбели, а на взрослой кровати. Когда она поняла, что с Мишенькой все в порядке, а проблемы всего-то у президента СССР, то сразу успокоилась. Впрочем, мы были не оригинальны: большая часть России "совершала" революцию у экранов телевизоров. Все решалось в Москве.

ГКЧП успел издать два постановления, которыми запрещалась деятельность политических партий и общественных организаций и выпуск ряда газет. Президент РСФСР Борис Ельцин, в свою очередь, издал свой указ, квалифицирующий создание ГКЧП как государственный переворот. Утром 21 августа путч закончился провалом ГКЧП, а 22 августа Горбачев вернулся в Москву, заговорщиков арестовали (в феврале 1994 года их выпустили по амнистии, объявленной Госдумой).

Ровно через 14 лет – 19 августа этого года в Ставрополе прошло заседание дискуссионного клуба на тему "Путч-1991: уроки и выводы". Инициаторы создания клуба – Ставропольская школа публичной политики (ШПП) и региональное отделение ассоциации "Голос". Ассоциация некоммерческих организаций "В защиту прав избирателей "ГОЛОС" была учреждена рядом известных некоммерческих организаций России 26 апреля 2000 года. А Школа публичной политики - это проект созданной в конце 2001 года общественной организации "Открытая Россия".

То, что на дискуссионный клуб, где ждали лидеров политических партий, бизнесменов, депутатов и просто граждан, пришли далеко не все приглашенные (к примеру, только три представителя от партий), уже является уроком и выводом. И этот вывод заключается в отсутствии в России настоящего гражданского общества. Мы его строили-строили, но так и не построили.

На заседании клуба говорили о том, что в последнее время в нашей президентско-парламентской стране важные для России события инициируются не обществом, а только Москвой. В последнее время и вовсе – Кремлем. Российский народ, как это всегда было, ждет решения князей. В воспоминаниях о путче, который застал кого-то на работе, кого-то в армии, кого-то дома, была одна общая черта – переворота никто толком не ощутил. Люди помнят "Лебединое озеро" по всем каналам, а затем "путчистов" на телеэкране и дрожащие руки Янаева. Вспоминали, правда, что в Ставрополе, был митинг из 20 человек, а рядом ровно столько же сотрудников милиции. Ставился вопрос: так что же мы строим - авторитарное государство или управляемую демократию?

Во время дискуссий одна из слушательниц ШПП сказала, что демократию в чистом виде мы можем ожидать только через семь поколений, потому что до седьмого поколения сохраняется генетическая память народа. В нашем случае народа, привыкшего ждать хорошего царя.

Светлана Усова.

22 августа в России отмечается День Государственного флага РФ. Впервые трехцветный флаг был поднят при царе Алексее Михайловиче в 1667 г. на корабле "Орел". При Петре I триколор был государственным флагом и поднимался на всех кораблях российского флота. В 1991 г. после поражения августовского путча трехцветный флаг вернулся на улицы городов. В 1994 г. подписан Указ Президента РФ - об официальном принятии Дня флага. В настоящее время неофициально используется такое толкование цветов флага: белый цвет - мир, непорочность; синий - верность; красный цвет - кровь, пролитая за Отечество.



Последние новости

Все новости

Объявление