Чудны дела твои, дивное!..
Наталья БуняеваНичего не предвещало командировки. Тем более на «окраину» нашего утомленного июльским солнцем края. Но вот из села Дивного позвонили учителя и рассказали о своей жизни, сдобренной постоянным страхом быть выселенными из своих квартир на улицу.
Уже в селе, когда меня чуть ли не на руках вынесли из раскаленной маршрутки, расстроенные таким своим жизненным «поворотом» женщины рассказали: «Да мы давно уже главе села пригрозили, что у нас знакомые работают в «Вечернем Ставрополе», приедут, и будет вам на орехи!» Собственно, так и познакомились. Люди понадеялись, что рассказ об их невеселых делах дойдет до губернатора…
Что же случилось? А «случилось» просто и обыденно. Давным-давно, и 20 лет назад, и 10 лет назад, в общежитие № 2 профессионального училища № 46 (филиал Ипатовского профлицея № 2) села Дивного Апанасенковского района были вселены 23 семьи, педагоги и мастера этого самого училища. Всего 69 человек.
Заселялись в полуразрушенное здание, в старые стены, где в окна дуло зимой, крыша текла осенью и несусветная жара летом. Были среди жильцов и переселенцы из Чечни, где оставили все нажитое… Все эти люди должны были работать в этом самом училище. Что и делали с удовольствием и даже с любовью. В тяжелые перестроечные годы училище функционировало, выпуская в жизнь хорошо подготовленных ребят: сварщиков, поваров, строителей… Всего шесть специальностей. Среди них и гордость всего края, пожалуй, — высококлассные портные. Как радовались сами учащиеся, как гордились их родители, когда девчонки привозили почетные грамоты и дипломы из всех уголков края, где показывали свои коллекции одежды. Мамы в первых рядах зрителей буквально плакали: «Как моя выступает, вы посмотрите!..». Была в училище такая экзотическая даже для села профессия — хозяйка усадьбы…
Пришли другие времена…
Стали меняться руководители, дирекция училища. Неуклонно падала «загрузка» учебного заведения. Если еще семь лет назад набирался полный комплект учащихся, 360 человек, работали 22 кружка, то постепенно наполняемость классов снизилась до минимума в 280 человек. А потом и вовсе все сократилось. За последние два года «недобор» стал катастрофическим: в этом году, к примеру, не набрали, со слов педагогов, даже 70 ребят на три специальности. Портных среди них уже нет… Собственно, такая присказка.
Сказка впереди
В связи с тем что в училище просто не стало учащихся (в общежитии уверяли, что к концу года останется человек тридцать), «обучающий» персонал начал поиски работы. А еще и с новым директором как-то не складывались у многих отношения… За последние пять лет из училища ушли почти два десятка человек. А жильцы?
Прожив столько лет в не очень хороших условиях, семьи педагогов начали обустраиваться. Сами собрали деньги, поменяли водопроводные трубы, канализацию отремонтировали… Кто-то взял немаленькие кредиты и начал ремонт комнат, установку сантехники. Лет семь назад сами жильцы покрасили стены в подъезде. И теперь общежитие сверкает вымытыми окнами, и хоть и старенькое здание, но выглядит, в общем, неплохо.
И народ задумался: мы тут столько лет живем, все за свои деньги делаем, может, есть возможность приватизировать квартиры? Избрали жилищный комитет и поручили ему «провентилировать» вопрос. Особой «вентиляции» не потребовалось: глава Апанасенковского района Александр Косолапов обратился с этим вопросом к министру образования края Алле Золотухиной. И Алла Федоровна дает ответ Александру Александровичу: пусть жильцы собирают документы, и вопрос будет решен. Согласно этому письму воодушевленные жильцы общежития от имени балансодержателя (то есть фактического хозяина всего комплекса училища) профессионального лицея № 28 провели госрегистрацию прав на указанное недвижимое имущество в краевом Управлении Федеральной регистрационной службы и собрали пакет документов в соответствии с постановлением Правительства РФ «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность…». Сделали технический паспорт, которого у общежития не было.
После того как дорогостоящая во всех смыслах папка документов была собрана, жилищный комитет обратился к главе Дивного Владимиру Григорьевичу Насташеву с тем же вопросом: возьмите наше общежитие на баланс села. Тем более сами же его и содержим и в тягость вам не будем.
Сначала все соглашались
А чуть позже директор всего комплекса училища, из Ипатово, Константин Подкопаев, направляет еще одно письмо министру образования. Согласны, мол, отдать собственность? В беседах с педагогами и мастерами училища не раз проскакивало: да им в тягость наша общага! Это же ремонтировать, содержать за счет бюджета надо. К этому мы еще вернемся. Но вот ответ министра Золотухиной от 30 апреля этого уже года: «… Не возражаю передать на баланс и принять на баланс общежитие № 2». Казалось бы, все! Жильцы вздохнули с облегчением: это же теперь собственные квартиры, которых в Дивном давным-давно не строят, и очередь на жилье хоть и есть, но она так, для порядка. Да еще и соседка одна умерла. Когда дом еще общежитием был, ее осиротевших детей выселили, и теперь они со старушкой бабушкой в саманной хате живут, и надежд на собственность у них нет.
Реорганизация
Но вот какое дело: министерство образования в марте вдруг распорядилось провести реорганизацию профессионального училища в Ипатово и выделить из его состава филиал в Дивном в самостоятельное образовательное учреждение ПУ № 46. Исполнять обязанности директора был назначен Владимир Зубенко. И тут началось!
Как это — отдать общежитие? Аргументы Зубенко: чем я буду привлекать для работы преподавателей? Вернуть ушедших оказалось «слабо», так надо новых где-то брать! А поселить их куда? Общежитие давно стало домом для людей, вселял их туда не Зубенко, так что же делать? В занятые комнаты не заселишь…
Владимир Ильич — человек находчивый. Он вдруг выдвигает совершенно невыполнимые для жильцов требования: вход с другой стороны (по чужим владениям), а то, не дай Бог, террористы пройдут (как будто им для этого центральный вход потребуется), подвести все новые коммуникации, затратить на это 400 тысяч рублей. Вопрос: а правомочны ли такие требования от замдиректора училища? Ведь практически на все коммуникации стоит счетчик, и общежитие исправно платит по счетчику за свет и воду. То есть де-факто они уже отделились. Уборку мусора производит сами, ремонт тоже.
О ремонте
Вообще-то, по закону образовательные учреждения дотируются из бюджета министерства образования. То есть и те коммунальные услуги, что оплачивают жильцы, тоже должны бы дотироваться. Но народ платит за все в полном объеме, и, по словам преподавателей, деньги сдает не в бухгалтерию училища, которой там как будто нет, а в кассу. Получается двойная оплата за одно и то же?! Я не могу утверждать, что это так: правду тут может разве что следственный комитет найти… Или другие органы, уполномоченные отслеживать продвижение бюджетных средств. Есть еще один момент: при каких-либо работах, производимых жильцами дома, работает система взаимозачета. То есть: мы меняем трубы, платим столько-то. Вы, уважаемый замдиректора, эти деньги нам засчитайте как оплату коммунальных услуг. Система работает. Но однажды сбой произошел: краевое министерство образования выделило средства на замену и ремонт крыш всего комплекса училища. Общежитие тогда безоговорочно входило в этот комплекс. И что? Крыши отремонтировали всем, кроме общежития № 2!
Когда народ возмутился, деньги сразу же нашлись! Причем возмещались, по словам тех же жильцов, из бюджета села. Не знаю, этично ли добавлять, что супруга Владимира Зубенко работает заместителем главы Дивного?
И еще. Деньги «взаимозачетные» поступают от силы раз в несколько лет. А вот коммуналку платят ежемесячно. И где, спрашивается, деньги? Общежитие для учащихся (мне показывали) в таком безобразном виде, что нормальные родители вряд ли отправят свое чадо туда жить. Да еще и заселены два этажа, а третий без хозяйского глаза просто рушится. Дети вынуждены зимой бегать в уличные туалеты… А еще к этому нужно добавить техническую базу училища, пашню в триста гектаров. Половину там оставляют под «парами», половину засевают, а потом снимают ежегодный урожай, и часть денег должна оставаться в училище…
В общем, вопросов и нестыковок здесь столько, что разбираться нужно не журналисту. Поэтому в эти денежные дебри забираться я больше не буду.
Передумали!
В день моего отъезда домой в село прибыл министр имущественных отношений Николай Щендригин. Николай Иванович на специально собранном заседании и донес «ходокам» от общаги грустную весть: вас никто отделять не будет… Алла Федоровна Золотухина почему-то передумала, все ваши попытки собирания документов бессмысленны. Специалисты, прибывшие с министром (может, мне показалось?), не без злорадства говорили о нецелевом расходовании средств, глава администрации района Александр Косолапов грустно обещал, что в течение двух, а то и трех лет никого из общежития не выселят. А за это время может многое измениться… Ну так на этот случай мудрые персы придумали хорошую поговорку. В «приличном», так сказать, пересказе: или осел, или правитель, но кто-нибудь того…
Когда на заседании, где все заинтересованные лица пытались перекричать друг друга, я попросила дать гарантии сказанному. И народ искренне удивился: какие такие гарантии? Да еще с печатью?! Вы что?! Да ничего … Просто всякое в этой жизни случается. И лишние гарантии только на пользу всем противоборствующим сторонам.